№ 6 (59), 2024
Научный журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». Том 13. № 6 (59), 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ
- Головецкий Н.Я., Деметрадзе М.Р., Кельсон Ноэль. Научно-теоретическая конструкция социально-экономической антропологии. Модель социокультурной безопасности
- Копылов И.А., Хлопотов Р.С. Военно-техническое сотрудничество как фактор обеспечения национальной обороны и безопасности Российской Федерации в условиях современного межгосударственного противоборства
- Иващенко З.С., Васильченко О.В., Григорян Д.К., Собакарева Е.В. К вопросу о гендерном неравенстве, оказывающем влияние на женскую вовлеченности в политическую жизнь
- Товсултанов Р.А., Товсултанова М.Ш., Галимова Л.Н. От конфронтации к компромиссу: эволюция российско-чеченских отношений в свете дипломатической деятельности Бей-Булата Таймиева
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
- Борисова В.В., Кириллова О.В., Шлеенко А.В., Паронян А.А., Новосельский С.О. Менеджмент человеческого капитала в условиях импортозамещения: региональный и корпоративный аспекты
- Сороченко В.В., Варнакова Ю.Н., Свищев Д.Н. Философия микроэлементного управления социально-экономическими процессами при формировании интегральной социальной среды
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- Арсенян А.З., Деметрадзе М.Р., Кельсон Ноэль. Аграрная и урбанистическая революции как источники мировых социокультурных процессов
- Комаров М.А., Мищенко Я.П., Янчевский Д.П. Анализ взаимодействия российской и зарубежной политико-административных элит в контексте современной политической компаративистики
- Магадиев М.Ф. Российско-северокорейское стратегическое партнерство в условиях современных вызовов: актуальные аспекты сотрудничества
- Громов М.А. Европейская риторика о распространении демократии в арабских странах путем реализации политики соседства
- Буданцев Э.В. Информационная безопасность как фактор стратегического суверенитета на пространстве Большой Евразии
- Васильченко О.В., Иващенко З.С., Григорян Д.К., Малявина А.Б. Актуальные проблемы оказания помощи беженцам на современном этапе
- Видяев Г.С. Продовольственная безопасность в эпоху пандемии: вызовы и инновации в Азиатско-Тихоокеанском регионе
- Гуринович Д.Ф. Национальные интересы стран-участниц БРИКС+ в формирующемся многополярном мире
- Аулов А.П., Сомова И.Ю., Князьков И.В. Активизация новых торговых проектов Европейского союза и стран Семерки в Центральной Азии в условиях быстроменяющегося мирового порядка
- Чжан Ваньтин, Ван Цзюньтао, Колесникова Т.В. Реализация мер, направленных на участие в проекте «Один пояс, один путь» государств Центральной Азии
- Шалан Саид Фархан. Влияние великих держав на геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке
- Шитикова Ю.А., Шатерник В.Е., Фролова А.Д. О глобальном распространении цифрового авторитаризма КНР
- Ионина Е.М., Малышева Е.Б. Российско-испанские культурные связи (историко-политологический аспект)
- Николаев Н.П. Климатическая политика в многополярном мире
- Полончук Р.А. Военно-политическое присутствие КНР в Африке южнее Сахары: геополитические причины и перспективы
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ ПУБЛИКАЦИЙ
- Медведев Н.П. Этнополитические вызовы: зарубежный опыт
КОНФЕРЕНЦИИ
- Сыздыкова Ж.С. Конференция к 300-летию Махтумкули Фраги
ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.001
УДК 32
Н.Я. ГОЛОВЕЦКИЙ кандидат экономических наук, профессор, декан факультета экономики и менеджмента Красногорский филиала РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва
М.Р. ДЕМЕТРАДЗЕ доктор политических наук, профессор Красногорского филиала РАНХиГС, профессор УМЦ, Россия, г. Москва
КЕЛЬСОН НОЭЛЬ аспирант Университета мировых цивилизаций, Россия, г. Москва
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Новая модель социально-экономической политики на антропологической основе имеет фундаментальное значение. Однако мировая практика показывает, что только социальность экономики не приводит к первоначально поставленным перед нею целям. Привязать характеристики показателей материальных благ непосредственно к стандартам удовлетворения жизненно важных запросов человека, критериям социальности можно только на новой научно-методологической основе. Она должна базироваться на социокультурных аспектах социально-экономической антропологии, поскольку основываться лишь на социально-экономических составляющих для непосредственной связи экономики и человека недостаточно. Совершенно очевидно, что ни одна теоретическая модель не может функционировать без практической применимости. Поэтому предлагается общая модель социально-экономической безопасности как базисный элемент государственной экономической политики. Такая политика переводит государство-центрические тенденции в социально-центрические, поскольку критерии оценки эффективности государственного управления становятся зависимыми от показателей жизнедеятельности общества. И в этом заключается суть социокультурного значения модели безопасности, которая отличается от других форм, в том числе внешней. Социокультурная модель безопасности социально-экономической политики означает реализацию возможностей для создания устойчивых условий благополучия граждан. Она создает совокупность таких ценностей, как благополучие, благосостояние, благоденствие, процветание, преуспевание, которые символизируют счастье и суть безопасности, социальные установки хозяйственной деятельности человека, а следовательно, социально-антропологические принципы.
Ключевые слова: экономика, экономическая антропология, социальная антропология, культурная антропология, блага, потребности, индексы, социоцентричность, всеобщее благополучие, социокультурная методология, социальные нормы, социальный порядок, модель социокультурной безопасности.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.002
УДК 32
И.А. КОПЫЛОВ кандидат политических наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук, Россия, г. Москва
Р.С. ХЛОПОТОВ кандидат технических наук, Россия, г. Москва
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
В статье раскрывается внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в военно-технической сфере на примере сотрудничества с Корейской Народно-Демократической Республикой. Новые контуры развития отношений и интенсификация встреч на высшем уровне свидетельствуют о стремлении обеих стран укрепить связи не только в области производства вооружения, но и в основных сферах общественной жизни. По мнению авторов статьи, подписанный межгосударственный Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве позволит России и КНДР более активно и поступательно отстаивать свои национальные интересы на мировой арене, совместно противостоять санкционному давлению США и их союзников в условиях современного межгосударственного противоборства.
Ключевые слова: санкции, специальная военная операция, военно-технологическое сотрудничество, КНДР, всеобъемлющее стратегическое партнерство.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.003
УДК 32
З.С. ИВАЩЕНКО магистрант кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва
О.В. ВАСИЛЬЧЕНКО магистрант кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва
Д.К. ГРИГОРЯН кандидат политических наук, профессор кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва
Е.В. СОБАКАРЕВА научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Ростовского юридического института МВД России, Россия, г. Ростов-на-Дону
К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ НЕРАВЕНСТВЕ, ОКАЗЫВАЮЩЕМ ВЛИЯНИЕ НА ЖЕНСКУЮ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
В статье приведены внешние и внутренние факторы, которые являлись преградой участия женщин в политико-управленческой деятельности. Также для подробного рассмотрения вовлеченности женщин в руководящие должности изучены примеры с курса истории.
Целью исследования является изучение форм и способов участия женщин в политико-управленческой деятельности, а также определение ее наиболее приоритетных направлений.
Для осуществления поставленной перед исследованием цели, необходимо решение следующих задач:
1) исследование внешних и внутренних факторов гендерной дискриминации;
2) изучение биологических и психологических отличительных особенностей женщин, влияющих на их способность выступать в роли политического управленца;
3) рассмотрение исторических аспектов становления роли женщин в политическом процессе;
4) изучение современного политического положения женщин в Российской Федерации.
Исследование основывается на общенаучных методах, таких как анализ, сравнение, а также на специальных методах, включающих историко-правовой, социологический, формально-юридический.
В результате исследования поставленной проблемы авторы приходят к выводу о преобладании гендерного равенства в политической сфере в основном объеме развитых и развивающихся стран. При этом отмечают существование предубеждений и стереотипов об отсутствии эффективности в политико-управленческой деятельности женщин среди представителей мужского пола, что с точки зрения приведенных в исследовании биологических и психологических признаков не имеют своего подтверждения.
Ключевые слова: политическая деятельность, гендерное неравенство, женщины, политика, правовой статус.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.004
УДК 93/94
Р.А. ТОВСУЛТАНОВ кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, Россия, г. Грозный
М.Ш. ТОВСУЛТАНОВА старший преподаватель кафедры иностранных языков Чеченского государственного педагогического университета, Россия, г. Грозный
Л.Н. ГАЛИМОВА доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры СГН1 «История» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Россия, г. Москва
ОТ КОНФРОНТАЦИИ К КОМПРОМИССУ: ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-ЧЕЧЕНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЙ-БУЛАТА ТАЙМИЕВА
В статье подчеркивается, что российско-чеченские отношения начали активно развиваться с XVI в. в позитивном русле до начала XIX в. Акцентируется внимание, что в начале XIX в. российско-чеченские отношения стали приобретать противоречивый характер. Такой характер вызван неоднозначной политикой наместников (представляющих российскую власть), представляющей угрозу существованию чеченского народа. Это в 1825-1826 гг. привело к восстанию в Чечне. Оно заставило обе стороны, и, в первую очередь российскую администрацию в лице генерала Ермолова, переосмыслить свою политику и подходы к управлению регионом, так как он стал активно применять дипломатию. Подчеркивается, что Бей-Булат Таймиев в периоды противостояния с российской властью предпринимал попытки найти компромисс и установить мирные отношения. Кроме того, он, посещая с дипломатическими визитами (находясь в поисках оптимального вектора развития для Чечни) иные страны, константировал, что формы правления и государственного устройства Персии и Османской империи, являются неприемлемыми для чеченского общества. В то же время, с Российской империей у чеченцев уже был длительный опыт взаимодействия, что делало ее более предсказуемым и понятным партнером. В немалой степени на суждения Бей-Булата Таймиева также оказала влияние и смена подхода в политике российских военачальников на Кавказе, особенно с назначением генерала Евстафия Федоровича Энгельгардта. Он отличался от многих своих предшественников более гибким и гуманным подходом к управлению. Делается вывод, что Бей-Булат Таймиев играл ключевую роль в сдерживании чеченского народа от массовых восстаний и присоединения к радикальным движениям, особенно в период конца 1820-х – начала 1830-х годов. А с гибелью Таймиева был потерян ключевой посредник между российской администрацией и чеченским обществом.
Ключевые слова: Бей-Булат Таймиев, российско-чеченские отношения, дипломатия, конфронтация, геополитика, дипломатические миссии.
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.005
УДК 331.1
В.В. БОРИСОВА кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Управление промышленными организациями» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва
О.В. КИРИЛЛОВА кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Международных экономических отношений» ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Россия, г. Казань
А.В. ШЛЕЕНКО кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Промышленного и гражданского строительства» ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск
А.А. ПАРОНЯН кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» Курский институт кооперации, филиал, Россия, г. Курск
С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И КОРПОРАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Введение: в работе рассмотрены особенности управления человеческим капиталом на региональном и корпоративном уровнях при существующей макроэкономической конъюнктуре и геополитических рисках, а также с учетом целей, поставленных в рамках политики импортозамещения. Авторским коллективом признается стратегическая важность построения эффективной модели управления человеческим капиталом для минимизации рисков в области обеспечения национальной безопасности, а также в фокусе поддержания корпоративной конкурентоспособности. Достижение целей, поставленных в рамках политики импортозамещения, становится возможным при условии расширения потенциала человеческого капитала. В этой связи для построения эффективного менеджмента человеческого капитала необходимо прилагать усилия как на государственном, так и на корпоративном уровнях. В масштабах государства решение данной проблемы должно осуществляется в фарватере национальных проектов, обеспечивающих рост демографического потенциала, повышение выраженности актуальных компетенций в свете увеличения предпринимательской инновационной активности. На корпоративном уровне комплексное управление человеческим капиталом должно осуществляться в рамках реализации политики социально-ответственного поведения, основой которой выступают инвестиции, сопряженные с созданием качественных условий ведения трудовой деятельности, непрерывного обучения, сохранения физического и морального здоровья. Успешное решение задач, связанных с развитием человеческого капитала, позволит изменить траекторию развития социально-экономического пространства страны, и в том числе сформировать предпосылки для расширения технологического суверенитета и повышения предпринимательской активности.
Цель и задачи: цель работы заключается в исследовании особенностей менеджмента человеческого капитала на государственном и корпоративном уровнях. С учетом сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
– уточнить структурную сущность человеческого капитала с позиции управленческого воздействия;
– провести анализ отдельных показателей управления человеческим капиталом на региональном уровне;
– сгруппировать базовые инструменты менеджмента человеческого капитала на корпоративном уровне.
Результаты исследования: авторским коллективом уточнены теоретико-методические аспекты управления человеческим капиталом с учетом общегосударственной и корпоративной специфики, а также выполнена сравнительно-динамическая диагностика эффективности управления человеческим капиталом в Курской области и Республике Татарстан.
Ключевые слова: человеческий капитал, управление, менеджмент человеческих ресурсов, Курская область, Республика Татарстан.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.006
УДК 338
В.В. СОРОЧЕНКО кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Россия, г. Москва
Ю.Н. ВАРНАКОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Россия, г. Москва
Д.Н. СВИЩЕВ кандидат педагогических наук, Председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по физической культуре и спорту, Россия, г. Москва
ФИЛОСОФИЯ МИКРОЭЛЕМЕНТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Введение. Философия микроэлементного управления социально-экономическими процессами заключается в том, что функционирование социальных процессов, можно свести к сравнительно небольшому числу стандартных элементарных управленческих функций, цикличность повторения и временные рамки которых уже изучены и систематизированы посредством проведенных фундаментальных исследований. Микроэлементное управление социально-экономическими процессами может стать одним из тонких инструментов управления социальной средой, который направлен на дискретное и жестко контролируемое изменение поведения и взаимодействия отдельных индивидов или групп людей в обществе в достаточно продолжительном периоде времени. Этот подход основан на предположении, что изменение микроуровня поведения индивида и отношений между индивидами или социальными группами ведет к ожидаемому изменению условий течения социальных процессов на микроуровне, формируя предпосылки к устойчивым изменениям в течении социально-экономических процессов на макроуровне. Важно отметить, что эффективное использование отдельно взятого, например, трудового, или совокупности ресурсов требует комплексного подхода и учета множества социальных, экономических и политических факторов, формирующих общественные реакции, социальные взаимодействия, экономику страны. Существенными преимуществами и актуальностью микроэлементного управления социальными процесса могут стать вновь открывающиеся возможности его использования для системного и поступательного управления социально-экономическими процессами на микроуровне, которые еще находятся на стадии проектирования данных процессов. Микроэлементное управление социально-экономическими процессами основан на том, что самые сложные и многообразные управленческие действия являются комбинациями простых, или первичных, элементов системы управления и органично сливаются с процессами управления экономикой региона, страны в целом.
Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в осознании практической значимости микроэлементного управления социально-экономическими процессами при формировании интегральной социальной среды в России. В рамках цели в работе поставлены следующие задачи:
– уточнить философию микроэлементного управления социально-экономическими процессами;
– раскрыть актуальность микроэлементного управления социально-экономическими процессами при формировании интегральной социальной среды в России;
– выделить ключевые результаты практической значимости микроэлементного управления социально-экономическими процессами при формировании интегральной социальной среды в России.
Результаты исследования. Результаты широкомасштабного практического применения микроэлементное управление социально-экономическими процессами даст возможность создать условия для гармоничного сосуществования и развития всех членов общества, способствуя устойчивому, интегрально заданному развитию социальной среды, социальной экономики, социально-экономическом пространстве, где каждый член общества имеет возможность полноценно реализовать свой потенциал и внести свой вклад в общее благо страны.
Ключевые слова: микроэлементное управление, социальная среда, социальные процессы, трудовые ресурсы, социальная экономика, социальная организации труда.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.007
УДК 32
А.З. АРСЕНЯН доктор юридических наук, профессор, директор Московского областного филиала РАНХиГС, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, профессор Академии военных наук, Россия, г. Москва
М.Р. ДЕМЕТРАДЗЕ доктор политических наук, главный научный сотрудник Института культурного наследия Министерства культуры РФ, профессор РАНХиГС, профессор Университета мировых цивилизации им. В.В. Жириновского, Россия, г. Москва
КЕЛЬСОН НОЭЛЬ аспирант Университета мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского, Россия, г. Москва
АГРАРНАЯ И УРБАНИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИИ КАК ИСТОЧНИКИ МИРОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Тема аграрной и урбанистической революций имеют фундаментальное значение, так как они явились источниками новых тенденций жизнедеятельности людей. С какого момента ведет отсчет человечество? Вопрос не простой, так как развитие человечества нельзя свести лишь к географическим или историческим факторам. Масштаб усилий, вкладываемых нашими первыми предками в освоение земли и выработку необходимой жизнеподдерживающей практики, остается недооцененным. Основы перемен заложили древние предки человека, ими же были раскрыты многие тайны природы, секреты освоения земли, создания городов, которые стали источниками различных форм культуры и цивилизации. Поэтому доисторический период человечества следует считать подготовительным этапом перехода к цивилизации, который без аграрной и урбанистической революций не мог произойти. В связи с этим данные факторы трактуются как показатели совокупности всех накопленных практик древних обществ, разнонаправленных сфер жизнедеятельности человека, формирования его культурных кодов, подготовки основ первых государств и перехода на новый уровень развития. Аграрная и урбанистическая революции, выполнившие функцию социализации, требуют нового осмысления. В работе урбанистическая революция раскрывается как процесс постепенной трансформации поселенческих местностей в среду многофункционального значения, создания объектов, инфраструктур, сферы услуг, социальных контактов межличностных и межгрупповых отношении. Тема представляет интерес для политологов, культурных, социальных, экономических антропологов, специалистов широкого профиля.
Ключевые слова: аграрная революция, урбанистическая революция, агрокультура, Берингия, культурные коды, человеческий фактор, древнее общество, экономическая антропология, культурная и политическая антропология.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.008
УДК 323.396
М.А. КОМАРОВ доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и информатики Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ, Россия, г. Новочеркасск
Я.П. МИЩЕНКО кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления (филиала) РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Ростов-на-Дону
Д.П. ЯНЧЕВСКИЙ аспирант факультета политологии Южно-Российского института управления (филиала) РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Ростов-на-Дону
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЭЛИТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ
В статье рассматриваются и анализируются как особенности политико-административных элит России и зарубежья, так и характерные черты их тесного взаимодействия в контексте современной политической обстановки и глобализационных процессов. Кроме того, предпринята попытка к сравнительному анализу особенностей взаимодействия элитарных структур России и зарубежья на протяжении различных промежутков времени, описан генезис данных взаимоотношений. Также дано описание перспектив в динамике взаимоотношений между данными структурами и рекомендаций по налаживанию взаимоотношений между ними.
Ключевые слова: политико-административная элита, политические отношения, Россия, Зарубежье, сравнительная политология, компаративистика, генезис.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.009
УДК 32.327
М.Ф. МАГАДИЕВ кандидат социологических наук, доцент кафедры стратегических коммуникаций и государственного управления Дипломатической академии Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН Россия, г. Москва
РОССИЙСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Современный мир, отмеченный геополитической напряженностью и растущим числом вызовов, вынуждает государства искать новых партнеров и создавать стратегические альянсы для защиты своих интересов. Данная статья посвящена исследованию актуальных аспектов развития российско-северокорейского сотрудничества в условиях построения многополярной системы международных отношений. Особое внимание в работе уделено анализу заключенного 19 июня 2024 года Договора между Российской Федерацией и КНДР о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, открывающего принципиально новую страницу в истории взаимоотношений между двумя странами.
Ключевые слова: геополитика, Российская Федерация, КНДР, международные отношения, российско-северокорейское сотрудничество, СВО, стратегическое партнерство.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.012
УДК 32.327
М.А. ГРОМОВ выпускник факультета политологии Павийского университета, Италия, г. Павия
ЕВРОПЕЙСКАЯ РИТОРИКА О РАСПРОСТРАНЕНИИ ДЕМОКРАТИИ В АРАБСКИХ СТРАНАХ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА
Европейская политика соседства, запущенная в 2004 году, предполагает «улучшение отношений между странами ЕС и их соседями на восточном и южном направлениях, взаимное устойчивое развитие и экономическое процветание, а также экспорт европейской системы ценностей и демократии». Этот проект изначально должен был играть важную роль в отношениях по оси Европа-соседи и укрепить европейское влияние в соседних регионах, однако не добился своих главных целей и претерпел изменения в 2011 году после событий Арабской весны и в 2015 году после обострения миграционного кризиса. В статье исследуется эволюция Европейской политики соседства с уклоном на «продвижение принципов демократии», а также анализируются изменения, произошедшие в ней после событий Арабской весны. Европейская политика соседства в своей первой версии предполагала, что сотрудничество с демократическими странами – кратчайший путь к решению проблем безопасности. На деле же европейские политики охотно шли на сотрудничество с авторитарными режимами, когда это было выгодно. После событий Арабской весны ЕС попытался возродить риторику о важности демократии, считая, что восстания в арабских странах продиктованы желанием населения покончить с авторитаризмом, но и эта попытка привить демократию вновь не увенчалась успехом. В статье показано, что отсутствие последовательности в действиях и двойная игра привели ЕС к фактическому отказу от экспорта демократии и к девальвации принципа демократического приоритета в сотрудничестве с правительствами арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки ради экономической выгоды, достижения стабильности и укрепления европейской безопасности, в связи с чем поднимается вопрос искренности европейских политиков в их риторике о распространении демократических ценностей.
Ключевые слова: Арабская весна, Европейский союз, Европейская политика соседства, региональная стабильность, региональная безопасность, демократические реформы.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.010
УДК 32.327
Э.В. БУДАНЦЕВ Председатель коллегии адвокатов «Диктатура закона», Россия, г. Москва
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА НА ПРОСТРАНСТВЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ
Сегодня на фоне усиливающейся геополитической напряженности в связи с изменением мирового порядка, который перестает быть однополярным, нарастает вероятность возникновения угроз для международной безопасности и мира. Трансформация традиционных отношений и правил игры серьезно обострила имеющиеся противоречия в глобальной повестке дня, увеличила накопившиеся в мире дисбалансы. В статье показано, что одной из ключевых антропогенных угроз для человеческой цивилизации и формирования устойчивых основ нового мирового порядка становится нарастающая мощность информационного оружия как в экономической сфере для совершения различных видов мошенничества и преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так и в идеологической и политической сферах. Автор подчеркивает, что отсутствие единства взглядов мирового сообщества на вопросы обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) предопределяет стратегический характер тесного сотрудничества между союзническими странами для обеспечения в том числе своего идеологического лидерства в формировании основ мирового порядка и нового информационного пространства.
Ключевые слова: международная информационная безопасность, Большое евразийское партнерство, государственный суверенитет, информационно-коммуникационные технологии, Стратегии национальной безопасности, Генеральная Ассамблея ООН.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.011
УДК 32
О.В. ВАСИЛЬЧЕНКО магистрант кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва
З.С. ИВАЩЕНКО магистрант кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва
Д.К. ГРИГОРЯН кандидат политических наук, профессор кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва
А.Б. МАЛЯВИНА кандидат политических наук, научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Ростовского юридического института МВД России, Россия, г. Ростов-на-Дону
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В ходе исследования рассмотрены правовые и фактические причины и условия для приобретения статуса беженцев. Авторы приводят международную статистику количественного распределения лиц со статусом беженца. Рассмотрена российская система правовой и гуманитарной помощи беженцам, находящимся на территории Российской Федерации.
Целью исследования является выявление наиболее эффективной системы государственной и негосударственной поддержки лицам, оказавшимся в статусе беженца.
Для достижения обозначенной цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение сущности понятия «беженец», причин и условий, влияющих на приобретение лицами исследуемого правового статуса;
2) изучение статистических данных по национальной принадлежности беженцев;
3) рассмотрение правовых основ, на законодательном уровне закрепляющих права беженцев, находящихся на территории Российской Федерации;
4) изучение местных, региональных и государственных программ помощи беженцам;
5) рассмотрение возможности добровольной поддержки беженцев гражданами и некоммерческими организациями Российской Федерации.
В ходе исследования применялась совокупность общенаучных методов научного познания, таких как анализ, сравнение, синтез и ряда специальных методов – формально-юридический, статистический, социологический.
В результате исследования авторы выступают с предложением по распространению инновационных технологий социальной работы с беженцами, а также повышению уровня стимулирования и поддержки волонтерских движений, состоящих из граждан Российской Федерации.
Ключевые слова: беженцы, социальные программы, война, государство.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.013
УДК 32.327
Г.С. ВИДЯЕВ аспирант Восточного института – Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ: ВЫЗОВЫ И ИННОВАЦИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Статья рассматривает вопрос влияние пандемии COVID-19 на продовольственную безопасность в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также меры, принятые правительствами и международными организациями для укрепления этой системы. Автор анализирует как изменение экономической ситуации, сокращение международной торговли и закрытие границ повлияли на производство, распределение и доступность продуктов питания. В статье также рассмотрены проблемы и вызовы, которые возникли из-за пандемии, такие как ограничения на перемещение людей и товаров, нехватка трудовых ресурсов и ухудшение состояния бедных слоев населения. Автор подчеркивает важность сотрудничества между странами для обеспечения продовольственной безопасности, а также необходимость разработки инновационных методов производства и распределения продуктов питания, которые будут устойчивы к потенциальным кризисам в будущем. В итоге, статья представляет собой важный вклад в понимание последствий пандемии для продовольственной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Ключевые слова: проблема голода, продовольственная безопасность, продовольственная проблема, COVID-19, пандемия, политические меры, международное сотрудничество.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.014
УДК 32.327
Д.Ф. ГУРИНОВИЧ соискатель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО, Россия, г. Москва
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТРАН-УЧАСТНИЦ БРИКС+ В ФОРМИРУЮЩЕМСЯ МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ
В представленной статье системный подход позволил проанализировать объединение «БРИКС+» как систему взаимоотношений между странами-участницами, которые занимают ведущее место в своих регионах, и активно поддерживают инициативы усиления региональной интеграции. Благодаря сравнительно-политологическому анализу удалось определить место и роль государств-участников БРИКС в мировой политике, проанализировать их потенциал, представления и позиции по международным вопросам, рассмотреть многосторонние отношения в контексте исторической эволюции внешней политики этих государств, их экономический потенциал, имеющий все шансы перерасти в политическое влияние, что позволит более активно формировать новый многополярный миропорядок.
Ключевые слова: страны БРИКС+, многополярный миропорядок, экономический потенциал, интеграция.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.015
УДК 327
А.П. АУЛОВ кандидат философских наук, доцент, АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
И.Ю. СОМОВА кандидат исторических наук, доцент, АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
И.В. КНЯЗЬКОВ магистрант, АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ТОРГОВЫХ ПРОЕКТОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СТРАН СЕМЕРКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ БЫСТРОМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА
Введение: в статье исследуется актуальная внешнеполитическая ситуация в Центральной Азии – ключевом регионе, находящемся в эпицентре новых торговых путей между странами ЕС и КНР. В данной статье коллектив авторов предлагает компактный анализ общих положений вышеуказанных проектов, а также изложит общий анализ предпосылок изменений в политике ЕС и РФ в исследуемом регионе. Отмечается, что значительную часть данного региона составляют бывшие советские республики (Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан), которые отличаются как сложностью своих географических положений, так и разнообразием этнического и политического ландшафтов в этом критически важном для мировой экономики и торговли регионе планеты. Также авторы отмечают стратегическую важность изучаемого региона практически для всех крупных мировых игроков.
Цель исследования: анализ общих положений вышеуказанных проектов, а также общий анализ предпосылок изменений в политике ЕС и РФ в исследуемом регионе.
Результаты исследования: коллектив авторов, солидарен с мнением большинства российских исследователей по поводу того, что Республика Казахстан и Центральная Азия в ближайшее десятилетие не смогут обрести столь желаемую ими субъектность. Это связано как с вышеизложенными глобальными тенденциями и процессами, так и с внутрирегиональными противоречиями, которые вынуждают государства региона искать возможности для решения стоящих перед ними задач у более сильных внешних игроков. Немаловажную роль играет ситуация в Афганистане и неопределенность реализации проектов ЕС и Большой Семерки, связанных с ней.
Ключевые слова: Европейский Союз, Страны Большой Семерки, ОДКБ, ЕАЭС, Global Gateway (GG), Blue Dot Network (BDN), B3W («Вернем Лучший Мир»), PGII («Партнерство в интересах глобальной инфраструктуры и инвестиций»), Стратегия ЕС 2035, Стрессоустойчивость (Resilience).
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.016
УДК 32.327
ЧЖАН ВАНЬТИН кандидат экономических наук, директор Исследовательского Центра «ОПОП» И «ЕАЭС» при Северо-Западном университете, Китай, г. Сиань
ВАН ЦЗЮНЬТАО кандидат политических наук, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург
Т.В. КОЛЕСНИКОВА доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Россия, г. Санкт-Петербург
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Пять государств Центральной Азии являются важными странами, которые расположены на территории реализации проекта «Один пояс, один путь», и от них в большой степени зависит, сможет ли данный проект успешно развиваться и продвигаться в Евразийском регионе. В настоящее время санкции США и стран Запада против России продолжают усиливаться, и центральноазиатские государства могут быть затронуты вторичными санкциями. Пять центральноазиатских государств занимают ключевую позицию, они имеют нейтральную внешнеполитическую стратегию, позволяющую им делать выбор и следовать своим собственным путем развития. В мае 2023 г. в Китае прошел первый саммит лидеров «Китай-Центральная Азия», на котором обсуждались амбициозные планы развития отношений между Китаем и Центральной Азией. Пользуясь случаем, центральноазиатские государства будут активно участвовать в сотрудничестве в рамках сопряжения проекта «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза, что позволит не только ускорить продвижение региональной экономической интеграции в Центральной Азии, но и еще больше реализовать сотрудничество с другими странами в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Ключевые слова: Центральная Азия, Китай, «Один пояс, один путь», ЕАЭС, торгово-экономическое сотрудничество.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.017
УДК 32.327
ШАЛАН САИД ФАРХАН аспирант факультета международных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Россия, г. Санкт-Петербург
ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ НА ГЕОПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Ближний Восток, обладая собственными политическими, социальными, экономическими и культурными особенностями представлял особый интерес для других государств, в частности для наиболее крупных акторов международных отношений. На современном этапе в условиях исторически обусловленных аспектов, роста международной политической напряженности вопрос влияния великих держав на развитие геополитической ситуации на Ближнем Востоке приобретает особое значение. Целью данной статьи является проведение комплексного анализа истории и современного состояния влияния Великих держав на геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке для определения специфики их внешней политики в данном направлении в существующих реалиях актуального международного взаимодействия. Для определения исторических аспектов формирования влияния крупных акторов международных отношений на геополитическую обстановку на Ближнем Востоке были выбраны наиболее актуальные информационные источники, такие как современные исследования и научные публикации отечественных и зарубежных ученых, материалы информационных и достоверную информацию по теме исследования. Результат исследования выражается в анализе исторических условий и предпосылок формирования влияния великих держав на геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке и определении современных тенденций и аспектов данного влияния в регионе в контексте актуального состояния международных отношений.
Ключевые слова: внешняя политика, Ближний Восток, политическое влияние.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.018
УДК 321.6
Ю.А. ШИТИКОВА старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Байкальского государственного университета, Россия, г. Иркутск
В.Е. ШАТЕРНИК студент кафедры теоретической и прикладной лингвистики Байкальского государственного университета, Россия, г. Иркутск
А.Д. ФРОЛОВА студент кафедры международных отношений и таможенного дела Байкальского государственного университета, Россия, г. Иркутск
О ГЛОБАЛЬНОМ РАСПРОСТРАНЕНИИ ЦИФРОВОГО АВТОРИТАРИЗМА КНР
Сегодня многие системы наблюдения в Китае разрозненны и несовершенны. Однако партия работает над их совершенствованием. Первоначальные усилия Китая по контролю над Интернетом двадцать лет назад были тщетны. Тем не менее, Коммунистическая партия Китая сделала то, что многие считали невозможным, и сегодня осуществляет невероятную степень контроля над информационной средой внутри страны с помощью цензуры и государственной пропаганды.
Китай занимает передовые позиции в вопросах цифрового авторитаризма внутри страны и за рубежом, что может рассматриваться как угроза для глобальных свобод других стран. Соединенные Штаты, вместе с другими демократическими странами активно пытаются противостоять этому нелиберальному использованию технологий, разрабатывая альтернативное видение использования цифровых технологий, которое сохранит неприкосновенность частной жизни и свободу личности.
В нашей статье мы рассмотрели механизмы осуществления контроля за населением в КНР, распространение политики китайского стиля на другие государства, а также реакцию США на популяризацию цифрового авторитаризма китайского типа.
Ключевые слова: КНР, США, авторитаризм, технологии, искусственный интеллект, наблюдение, контроль, цензура.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.019
УДК 32.327
Е.М. ИОНИНА магистр Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург
Е.Б. МАЛЫШЕВА старший преподаватель Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург
РОССИЙСКО-ИСПАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ (ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Российско-испанские отношения возникли в разных сферах: дипломатия, экономика, социальная, политическая и культурные сферы. Развитие российско-испанских культурных связи имеют давнюю историю. Их возникновение связано в стремление установить союзные отношения против общей угрозы – Османской империи. Первые культурные контакты возникли в 80-е годы XV века. Однако собственно культурные связи между странами относятся к началу первой трети XVI в., когда были установлены дипломатические контакты. До XVII в. отношения Испании и России носили эпизодический характер, но именно в это время начали формироваться крепкие культурные связи между двумя странами. В основе плодотворного культурного сотрудничества между Россией и Испанией является: уникальность и самобытность культурных традиций обеих стран, определенное сходство национальных характеров наших народов.
Ключевые слова: дипломатия, Россия, Испания, культура России, культура Испании, русско-испанские отношения, российско-испанские культурные связи, культурные связи.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.020
УДК 32.327
Н.П. НИКОЛАЕВ профессор Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, Россия, г. Москва
КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ
В статье рассматривается проблема результативности реализуемой различными странами глобальной климатической политики. Автор отмечает, что не смотря на достаточное большое финансирование разными странами проектов декарбонизации, значительных результатов по снижению темпов роста глобальной температуры достигнуто не было. При этом подчеркивается, что реальное противодействие изменениям климата в первую очередь требует решения проблемы межстранового управления водными ресурсами планеты, что обуславливает необходимость построения многополярной климатической политики. Автор делает вывод о том, что речь должна идти о приоритете «водного климатического перехода» над «зеленым». О приоритете стратегии «малых дел» над стратегией глобальных абстрактных обещании.
Ключевые слова: климатическая политика, многополярный мир, водные ресурсы, гидрополитика.
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.021
УДК 32.327
Р.А. ПОЛОНЧУК кандидат политических наук Института Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН), старший научный сотрудник Центра изучения истории Китая и его отношений с Россией, Россия, г. Москва
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ КНР В АФРИКЕ ЮЖНЕЕ САХАРЫ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье проведен анализ основных внешнеполитических установок, определяющих военно-политическое присутствие КНР в Африке южнее Сахары. Показаны подходы китайского руководства к обеспечению обороны и безопасности в странах Сахеля. Особое внимание уделено рассмотрению военно-технического сотрудничества КНР со странами региона.
Ключевые слова: Африка, военная политика, вооруженные силы, военное строительство, военное планирование, реформа вооруженных сил, КНР.
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ ПУБЛИКАЦИЙ
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.022
УДК 32
Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, главный редактор издательства «Наука сегодня», Председатель парламентской комиссии по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям Верховного Совета РФ (1991-1993), Россия, г. Москва
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В аналитической статье на основе обзора научных публикаций последних лет делается попытка дать характеристику различным моделям государственно-политического урегулирования этнонациональных отношений в различных странах мира. Исследуются механизмы влияния этнического фактора на политическую стабильность таких государств, как Россия, Казахстан, Узбекистан, Вьетнам, Турция, Япония.
Ключевые слова: этнонациональные отношения, права человека, политическая стабильность, государственная национальная политика, этнополитические вызовы, этнополитические стереотипы, национально- государственная идентичность, этнический национализм, японский национализм, Россия, Казахстан, Узбекистан, Вьетнам, Турция, Япония.
КОНФЕРЕНЦИИ
DOI 10.35775/PSI.2024.59.6.023
УДК 32
Ж.С. СЫЗДЫКОВА доктор исторических наук, профессор ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
КОНФЕРЕНЦИЯ К 300-ЛЕТИЮ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ