№ 2 (55), 2024

Научный журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». Том 13. № 2 (55), 2024

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТИКА

  • Титов В.В. Российская национально-государственная идентичность в условиях информационно-политических вызовов начала 2020-х гг.
  • Аббасов О.Т. Многообразие подходов к пониманию государства
  • Качуренко Д.С. Цифровизация образования и ее влияние на некоторые аспекты национальной безопасности
  • Большаков С.Н. Томизм и социально-политический принцип субсидиарности в энцикликах римско-католической церкви
  • Елистратова С.С., Родионова М.Е. Роль общественного мнения в избирательной кампании. Информационно-манипулятивные методы СМИ по воздействию на общественное мнение
  • Сулейманов Э.А. Реализация информационной политики государства в современных условиях

ЭКОНОМИКА

  • Воробьев Д.И., Игнатова М.Н., Хайруллин М.Ф., Новосельский С.О., Левшакова С.Р. Механизмы финансирования проектов территориального развития
  • Хайруллин М.Ф., Пахомова Ю.А., Воробьев Д.И., Березняковский В.С., Новосельский С.О. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития
  • Шитова М.А., Бредихин А.В. Тенденции фондовых рынков стран-участниц БРИКС в условиях глобального кризиса 2022-2024 гг. (Часть I)
  • Голиков Б.И. Инициатива «Один пояс – один путь» как новый «Пекинский консенсус»
  • Зайнуллин С.Б., Ахадов Р.А. Перспективы развития ПАО «Сбербанк России» на пространстве Евразии

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  • Ван Фэйсян. Краткий анализ развития китайской инициативы «Пояс и путь» с глобальной исторической точки зрения и ее влияние на другие страны
  • Тушков А.А., Тихонов М.Л., Сомова И.Ю., Амельченко А.Я. Окно Овертона армяно-азербайджанского узла противоречий в контексте обеспечения национальных интересов и безопасности России
  • Федоренко У.В. Методологические проблемы исследования периферийной дипломатии Китая в евразийском политическом пространстве
  • Хань Вэньсинь. Общественное мнение и принятие решений: как восприятие Китая американским обществом влияет на изменение внешней политики
  • Мех Д.В., Шитикова Ю.А. Дипломатические отношения Китая и Японии: проблемы и перспективы
  • Видяев Г.С. Проблема голода в современном мире: состояние, причины и подходы к решению
  • Глубокая О.А. Доктринальные нюансы национальных интересов Итальянской Республики в Средиземноморье
  • Чи Цинчжо, Калашникова Н.П., Бюлегенова Б.Б. Китайско-американские отношения (при президенте Бараке Обаме)
  • Лян Бобо. Международная политика Российской Федерации в контексте решения проблем противодействия терроризму
  • Огуз Шахбаз. Image of Russia in the years of Armistice (1918-1923) in the Turkish press/Образ России в годы перемирия (1918-1923 гг.) в турецкой прессе

РЕЦЕНЗИИ И НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ ПУБЛИКАЦИЙ

Медведев Н.П. Российско-китайские отношения: к вопросу о направленности исследований китайских авторов

ПОЛИТИКА

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.001

УДК 32

В.В. ТИТОВ доктор политических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, Россия, г. Москва

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ НАЧАЛА 2020-Х ГГ.

В статье рассматриваются ключевые информационно-политические вызовы начала 2020-х гг., адресованные российской национально-государственной идентичности. К числу этих вызовов относятся: углубление ценностно-смысловых межпоколенческих размежеваний в современном российском обществе, попытки всеобъемлющей дегуманизации образа России, активно предпринимаемые в цифровом пространстве, нарастающая фрагментация и негативизация образа будущего в массовом сознании. Указанные вызовы несут в себе серьезный деструктивный потенциал и были интенсифицированы в 2022-2024 гг. посредством целенаправленных внешних информационно-психологических атак на российское общество и российскую государственность.

Отмечается, что ключевым вектором противодействия указанным вызовам сегодня является модернизация государственной политики идентичности в Российской Федерации, включая формулирование и последовательную реализацию политики конструирования национально-государственного образа будущего.

Ключевые слова: национально-государственная идентичность, информационно-политические вызовы, симулятивная реальность, тотальная дегуманизация, образ будущего.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.002

УДК 32

О.Т. АББАСОВ старший преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально гуманитарных дисциплин МФПУ «Синергия», Россия, г. Москва

МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА

Данная статья посвящена проблеме трактовки определения «государство». В статье рассматриваются основные подходу к пониманию государства, в соответствии с которыми можно выделить те или иные варианты трактовки данного определения. Целью статьи является анализ природы государства – как политического и социального института. В исследовании применяются аналитический и сравнительный методы. Делается вывод, что государство – это не только союз людей, но и определенная организация.

Ключевые слова: государство, политическая организация, социальный союз, кибернетический подход, марксистская теория.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.003

УДК 13; 159

Д.С. КАЧУРЕНКО магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Россия, г. Москва

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Цифровизация рассмотрена и как объективная тенденция, влияющая на социальные процессы и отношения во всем мире, и как одно из направлений государственной политики в области образования. Отмечено, что динамика оснащения образовательных учреждений компьютерной техникой, программным обеспечением и доступом в Интернет свидетельствует о высоких темпах модернизации образовательной среды России. Выделено два узла проблем, возникающих и разрастающихся в связи с воздействием цифровизации на образовательную систему России. Подчеркнуто, что пока эти проблемы лишь осмысляются исследователями, они обнаруживаются и разрешаются в конкретных образовательных практиках и технологиях.

Ключевые слова: цифровизация образования, образовательная система, образовательная среда, национальная безопасность, неравенство, образовательное право, академическая свобода.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.004

УДК 32

С.Н. БОЛЬШАКОВ доктор политических наук, профессор профессор кафедры политологии и прикладной политической работы ФГБОУ «Российского государственного социального университета», Россия, г. Москва

ТОМИЗМ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СУБСИДИАРНОСТИ В ЭНЦИКЛИКАХ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

В статье раскрывается эволюция понимания и смысловой интерпретации принципа субсидиарности. На примере энциклик римско-католической церкви анализируется современное значение субсидиарности как важнейшего принципа социальной организации общества. Энциклики католической церкви подчеркивают значение принципа субсидиарности для построения более демократического и равного общества. В статье рассматривается интерпретация и продвижение субсидиарности в современной католической социальной мысли сквозь призму томисткого учения.

Ключевые слова: субсидиарность, общество, церковь, государство, политика.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.005

УДК 32.323

С.С. ЕЛИСТРАТОВА маркетолог ООО «Результативный Маркетинг», выпускник Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Санкт-Петербург

М.Е. РОДИОНОВА кандидат социологических наук, доцент, доцент Департамента политологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ. ИНФОРМАЦИОННО-МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ СМИ ПО ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Граждане в период избирательной гонки выступают не только основным получателем контента, но и инструментом для достижения поставленных целей: от сплочения масс вокруг одного кандидата до дестабилизации всего политического строя. А грамотное использование манипулятивных технологий средствами массовой информации помогает элитам контролировать общественное мнение и направлять его для достижения поставленных целей. Статья посвящена роли общественного мнения в избирательной кампании, а также информационно-манипулятивным методам СМИ по воздействию на массовое сознание.

Цель: обозначить роль общественного мнения в избирательном процессе с акцентом на манипуляционной составляющей и приемах манипулирования средств массовой информации.

Метод или методология проведения работы: в статье использовались теоретические методы исследования: анализ и классификация информационно-манипулятивных приемов средств массовой информации; практические методы: рассмотрение роли общественного мнения на примере грузинского кейса 2003 года; историческая методология для понимания трансформации термина «общественное мнение».

Результаты: общественное мнение (в качестве целостного субъекта) выполняет двоякую функцию в избирательном процессе, выступая одновременно в качестве информатора и в качестве адресата для штаба политтехнологов. А средства массовой информации «конструируют» общественное мнение, используя при этом инструменты манипулирования.

Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять в журналисткой практике, а также в работе предвыборного штаба политтехнологов.

Ключевые слова: общественное мнение, предвыборная гонка, информационно-манипулятивные технологии, средства массовой информации, избирательная кампания.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.006

УДК 32.323

Э.А. СУЛЕЙМАНОВ аспирант факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются вопросы реализации информационной политики государства, как одно из ключевых направлений. Отмечается, что внедрение современных цифровых технологий во все сферы общественной жизни и формирование на их основе сильной и независимой информационной политики способствует успешному интегрированию государства в единое информационное пространство.

Информация на современном этапе развития общества является наиболее мощным стратегическим ресурсом. Важным критерием развития любого государства является степенью его вовлеченности в глобальное информационное пространство.

Первостепенной целью государственной информационной политики является налаживание диалога между обществом и государством, а также согласование взаимных интересов.

Ключевые слова: информационная политика, информационное общество, информация, информатизация, цифровизация.

ЭКОНОМИКА

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.007

УДК 338.49

Д.И. ВОРОБЬЕВ кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

М.Н. ИГНАТОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Международных отношений и государственного управления» ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

М.Ф. ХАЙРУЛЛИН кандидат технических наук, и.о. декана, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва

С.Р. ЛЕВШАКОВА студент кафедры «Международных отношений и государственного управления» ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Введение: в работе рассматриваются вариативные механизмы финансирования проектов территориального развития, обеспечивающие решение актуальных социально-экономических проблем. Каждый проект территориального развития обладает определенным фокусом воздействия, достижение целей которого расширяет емкость благоприятной среды проживания граждан. Использование инструментов народного бюджета и государственно-частного партнерства позволяет расширить возможности механизма финансирования территориальных проектов социально-экономического развития. Увеличение емкости финансовой базы генерирует предпосылки для масштабирования эффективных проектных решений в области муниципального менеджмента, обеспечивающих рост комфортности среды проживания граждан.

Цель и задачи: цель работы заключается в исследовании существующей практики и поиске альтернативных инструментов финансирования проектов территориального развития. Указанная цель достигается по итогам решения следующих задач:

– выделить и сгруппировать основные источники финансирования проектов территориального развития;

– охарактеризовать правовой фундамент использования финансовых инструментов в территориальном менеджменте;

– представить алгоритм и принципиальные основы реализации механизма финансирования проектов территориального развития.

Результаты исследования: авторским коллективом уточнены теоретико-методические аспекты реализации механизма финансирования проектов территориального развития на основе конкретизации сущностной составляющей, классификации финансовых инструментов, обобщения нормативно-правовой базы, выделения принципиальных основ организации и построения общего алгоритма проектного финансирования.

Ключевые слова: проектное финансирование, народный бюджет, государственно-частное партнерство, муниципальный менеджмент.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.008

УДК 339.138

М.Ф. ХАЙРУЛЛИН кандидат технических наук, и.о. декана, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

Ю.А. ПАХОМОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных закупок, менеджмента и государственного управления ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»

Д.И. ВОРОБЬЕВ кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

В.С. БЕРЕЗНЯКОВСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Введение: в работе представлены результаты исследования сущностной составляющей корпоративной социальной ответственности как фактора устойчивого развития компаний и территорий. Существующая социально-экономическая конъюнктура требует адаптации концептуальных основ устойчивого развития в системе корпоративного менеджмента, которые формируют относительно новые стратегические приоритеты. Использование данной управленческой парадигмы переносит центр тяжести управленческого воздействия с финансовых на социально-экономические показатели. Инсталляция принципов социальной ответственности в управленческий контур является важнейшим фактором стратегической конкурентоспособности, а также обеспечивает формирование более емких возможностей для построения долгосрочного трека устойчивого развития при вариативной макроэкономической конъюнктуре.

Цель и задачи: цель работы заключается в исследовании значимости и особенностей использования принципов корпоративной социальной ответственности в управленческом контуре компании. Достижение поставленной цели происходит в результате решения следующих задач:

– выделить ключевые аспекты значимости корпоративной социальной ответственности в современном социально-экономическом пространстве;

– сформулировать императивы оценки эффективности механизма социально-ответственного поведения корпорации;

– сгруппировать основные элементы организационно-правовой составляющей механизма социально-ответственного поведения корпорации.

Результаты исследования: авторским коллективом уточнены сущностные аспекты и принципиальные основы корпоративной социальной ответственности как фактора устойчивого развития компании и ее роли в уменьшении социально-экономических рисков на территории присутствия. В авторской интерпретации представлены базовые императивы оценки эффективности и ключевые элементы организационно-правовой составляющей механизма социально-ответственного поведения корпорации.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальные инвестиции, устойчивое развитие, стратегическое управление.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.009

УДК 32

М.А. ШИТОВА магистрант социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

А.В. БРЕДИХИН кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» Института Китая и современной Азии Российской академии наук, Россия, г. Москва

ТЕНДЕНЦИИ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ СТРАН-УЧАСТНИЦ БРИКС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА 2022-2024 ГГ. ЧАСТЬ 1

Статья посвящена анализу динамики развития фондовых рынков стран-участниц БРИКС: Бразилии, России, Индии. Рассмотрены особенности рынков ценных бумаг каждой страны, а также изменения, произошедшие на фондовых рынках стран-кандидатов после вступления в БРИКС. Представляется роль БРИКС в рамках глобального трансформирующегося мира и системы наднациональных интеграционных проектов.

Ключевые слова: БРИКС, фондовый рынок, экономика, финансы, финансовый рынок, рынок ценных бумаг, инвестиции, акции, геополитика.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.010

УДК 339

Б.И. ГОЛИКОВ аспирант факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ» КАК НОВЫЙ «ПЕКИНСКИЙ КОНСЕНСУС»

В работе рассматривается китайская инициатива «Один пояс – один путь», провозглашенная действующим лидером КНР Си Цзиньпинем в 2013 г., спустя десятилетие переросшая от идеи в глобальный экономико-стратегический проект Китая. Согласно плану, благодаря реализации инициативы, можно связать Азию, Африку, Европу и даже Латинскую Америку по суше и морю. Таким образом, создаются первые транспортные, логистические и торговые маршруты «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи между вышеупомянутой инициативой «Пояса, пути» и китайской экономической моделью развития. Приводится сравнительный анализ опыта реформ по пути «Вашингтонского» и «Пекинского консенсуса». Противопоставляются западная и незападная экономические модели.

Ключевые слова: Вашингтонский консенсус, Пекинский консенсус, китайская инициатива, Большая семерка, глобализация, экономическая модель.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.011

УДК 339

JEL F20 G21

С.Б. ЗАЙНУЛЛИН кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

Р.А. АХАДОВ магистрант экономического факультета Направление «Корпоративная экономика и управление бизнесом» Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ

В статье рассмотрено понятие «банковской системы», выявлены проблемы, касающиеся большинства российских банков и выделены проблемы развития непосредственно ПАО «Сбербанк России», в частности санкции, мошенничество, использование облачных платформ, также рассмотрены преимущества и препятствия применения искусственного интеллекта в работе ПАО «Сбербанк России», а также перспективы развития компании в Евразии.

Ключевые слова: банковская система, банк, искусственный интеллект, санкции, облачные технологии, проблемы развития банков, Сбербанк России, Центральный банк.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.012

УДК 32.327

ВАН ФЭЙСЯН аспирант Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯС И ПУТЬ» С ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИЕ СТРАНЫ

Строительство Китая «Один пояс, один путь» стало горячей проблемой, вызывающей всеобщую обеспокоенность внутри страны и за рубежом. Предложение этой стратегии является важной мерой для Китая как мировой державы по осуществлению всеобъемлющей дипломатии в XXI веке. Оно, естественно, вырабатывается в ответ на развитие ситуации. Это не только экономический обмен, но и страновой обмен, выход на глобальный уровень, объединение и стимулирование скоординированного развития соседних стран. Это решающий шаг в построении сообщества с общим будущим. В сочетании с общей исторической перспективой три этапа инициативы «Пояс и путь» на примере торговли военной промышленностью глубоко анализируют возможность реализации инициативы с точки зрения упрощения процедур торговли.

Предложение стратегической концепции «Пояса и пути» отвечает потребностям стран вдоль маршрута, открывает новое окно возможностей для стран вдоль маршрута и является новой платформой для международного сотрудничества и международной торговли. «Один пояс и один путь» – это аббревиатура Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века (английская аббревиатура – OBAOR (Один пояс и один путь)).

Инициатива «Один пояс и один путь» охватывает Азию, а также некоторые части Европы и Африки. В экономический пояс Шелкового пути входят Россия, Монголия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан и др. В Экономический пояс Морского Шелкового пути входят Египет, Кения, Пакистан, Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Мьянма, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам.

В рамках стратегии «Пояс и путь» Китай учредил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути для оказания поддержки проектам в области инфраструктуры, освоения ресурсов, промышленного сотрудничества и финансового сотрудничества в странах «Пояса и пути». Эта стратегия будет использовать строительство инфраструктуры в качестве прорывной точки для расширения масштабов сотрудничества между двумя сторонами, предоставления огромных возможностей для бизнеса вдоль «Пояса и пути», привлечения международных обменов и сотрудничества в различных аспектах, таких как транспорт, промышленность, финансы и международная торговля, укрепление торговли, валюты и культурных связей. Инициатива «Один пояс, один путь» оказывает положительное влияние на снижение численности населения и занятости в Китае.

Ключевые слова: «Один пояс, один путь», военная торговля, возможности, глобальная историческая перспектива, содействие торговле.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.013

УДК 327

А.А. ТУШКОВ доктор исторических наук, доцент, Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Россия, г. Москва

М.Л. ТИХОНОВ доктор военных наук Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Россия, г. Москва

И.Ю. СОМОВА кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения Университета Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского, Россия, г. Москва

А.Я. АМЕЛЬЧЕНКО студент института лингвопереводческих технологий и развития международных коммуникаций Университета Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского, Россия, г. Москва

ОКНО ОВЕРТОНА АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО УЗЛА ПРОТИВОРЕЧИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В данной статье авторы обратились к освещению актуальной темы – узлу политических противоречий стран Закавказья, от разрешения которых зависит безопасность и обеспечение национальных интересов России в стратегически важном для страны регионе. В данный узел вплелись геополитические интересы не только России, но Армении и Азербайджана, когда после многолетних кровавых событий Арцах отошел к последней. Заинтересантами в разрешении политических противоречий являются как Турция и Иран, так и ряд стран коллективного Запада. В частности, Франция, которая активно вмешалась и пытается решить свои политические и военно-экономические интересы, поставляя в Армению военную технику и летальное оружие. Заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о готовности выйти из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), если «эта структура не выполнит обязательства и не признает свою зону ответственности», прозвучавшее на пресс-конференции 12 марта 2024 г., не способствуют разрешению конфликта. Непосредственно отношения России и Армении затронули ближнее пограничье и все трансграничные отношения стран Закавказья. Проблема разрешения данных противоречий с учетом всех заинтересантов – дело не одного дня и требует от политического руководства России проведения многовекторной политики с учетом интересов всех региональных игроков.

Ключевые слова: страны Закавказья, армяно-азербайджанский конфликт, Нагорно-Карабахская Республика, Зангезурский коридор, Лачинский коридор, Франция.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.014

УДК 327.8

У.В. ФЕДОРЕНКО ассистент кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета, Россия, г. Владивосток

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРИФЕРИНОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сегодня стало ясно, что в мире обозначились две мощные тенденции: полицентризм в политике и глобализация в экономике. На смену старому мировому порядку пришел новый, который все еще формируется и охватывает все сферы деятельности в жизни общества. Все страны мира, каждая по-своему, переживают эти изменения и адаптируются к ним. Так, дипломатия Китая, успешно адаптировавшись к происходящим изменениям в мире, вносит необходимые корректировки в свою внешнеполитическую доктрину. При этом она остается последовательной в реализации главной национальной идеи – превращении страны в ведущую мировую державу, интересы которой учитываются другими ключевыми игроками [1]. Автор исследует комплекс проблем, касающихся современной дипломатии Китая в формирования периферийной дипломатии и доминирования в евразийском политическом пространстве. Данные рассуждения могут служить отправной точкой для сравнения политики Китая в отношении своей традиционной и нетрадиционной периферий.

Ключевые слова: КНР, Евразия, евразийское политическое пространство, периферийная дипломатия Китая.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.015

УДК 32.327

ХАНЬ ВЭНЬСИНЬ аспирант факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ: КАК ВОСПРИЯТИЕ КИТАЯ АМЕРИКАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ ВЛИЯЕТ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Отношения между США и Китаем долгое время играли ключевую роль на международной политической арене. Несмотря на разнообразные контакты и взаимодействия между двумя странами, восприятие Китая американской публикой постоянно меняется. Это исследование направлено на глубокое изучение того, как отношение американской публики к Китаю влияет на изменения во внешней политике США.

За прошедшие десятилетия, с подъемом Китая, мнение американцев изменилось от восприятия его как далекой страны с противоположной идеологией к оценке его как экономической державы, которая впоследствии превратилась в потенциального стратегического соперника. От экономического сотрудничества и конкуренции до вопросов прав человека, свободы и безопасности – многообразное восприятие Китая предоставляет сложный контекст для внешней политики.

Анализируя данные нескольких опросов общественного мнения, мы обнаружили, что сотрудничество и конкуренция в экономической и технологической сферах часто становятся ключевыми факторами, влияющими на общественное мнение. Американцы придерживаются твердых взглядов на торговлю и обмен технологиями с Китаем, что отражает позиции обеих стран на международной экономической карте. Однако прямая связь с экономикой не всегда положительна. Например, внимание к правам человека в Китае, свободе прессы и другим политическим вопросам также формирует восприятие американской публики отношений между США и Китаем.

Кроме того, вопросы безопасности, особенно в Южном море и Тайване, также важны для американской публики. Политическая и военная динамика в этих регионах напрямую влияет на стратегические интересы и национальную безопасность США.

Стоит отметить, что, хотя общественное мнение влияет на формирование внешней политики, это влияние не всегда является решающим. При принятии решений учитываются геополитика, экономические интересы, долгосрочная дипломатическая стратегия и внутренние политические вопросы, которые могут отличаться от общественного мнения. Понимание этих причин и баланс между ними критически важны для полного понимания отношений между общественным мнением и политикой.

В целом, это исследование показало, что восприятие американской публики Китая действительно влияет на направление и принятие решений во внешней политике США. Однако это влияние не однозначно. При формировании внешнеполитической стратегии в отношении Китая, американским руководителям необходимо учитывать множество факторов, чтобы гарантировать комплексность и эффективность своей стратегии.

Ключевые слова: стратегические интересы, национальная безопасность, внешняя политика, осуждение в отношении Китая, китайско-американские отношения.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.016

УДК 327

Д.В. МЕХ студентка кафедры Международных отношений и таможенного дела Байкальского государственного университета (БГУ), Россия, г. Иркутск

Ю.А. ШИТИКОВА старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Байкальского государственного университета (БГУ), Россия, г. Иркутск

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И ЯПОНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В 2023 г. восстановлению Японо-Китайских дипломатических отношений исполнится уже 51 год. За всю историю отношений между двумя государствами главной их характеристикой стала нестабильность. Поскольку периоды плодотворного диалога сменяются похолоданием в отношениях и взаимными претензиями. Формированию такой характерной особенности послужило множество факторов, начиная с влияния последней Японо-китайской войны и заканчивая усилением взаимной экономической зависимости. Важно понимать, что характер дипломатических отношений двух государств оказывает влияние не только на них самих, но и на регион в целом, поскольку последние 13 лет Китай является крупнейшей экономикой в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), а до него эту позицию занимала Япония. Следом за сдвигом центра экономических сил изменился и политический ландшафт региона, и оба государства внесли корректировки в методы ведения диалога друг с другом.

Ключевые слова: Япония, Китай, КНР, Тайвань, Сенкаку, Дяоюйдао, историческая память, документ, дипломатия, АТР.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.017

УДК 32.327

Г.С. ВИДЯЕВ аспирант Восточного института – Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

ПРОБЛЕМА ГОЛОДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ

В статье рассматривается исторический контекст и текущее состояние глобальной продовольственной безопасности, подчеркивая значительные успехи в снижении хронического недоедания в развивающихся странах. Однако в ней также указывается на постоянные вызовы, такие как распространение голода в развивающихся странах, особенно среди детей раннего возраста. Информация за период с 2001 по 2020 год отражает изменения в количестве людей, страдающих от недоедания, и подчеркивает значительное влияние глобальных событий, таких как пандемия COVID-19. Статья акцентирует сохраняющуюся актуальность проблемы продовольственной безопасности и обращает внимание на продолжение усилий со стороны международного сообщества. Кроме того, она предоставляет информацию о реализации целей развития Декларации тысячелетия, демонстрируя успешные результаты в борьбе с бедностью и сокращении недоедания. Подробный анализ и статистические данные, представленные в статье, способствуют более глубокому пониманию глобальной проблемы недоедания и ее последствий, в конечном итоге призывая к продолжению усилий и внимания в решении этой важной проблемы.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, международное сотрудничество, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.018

УДК 32.327

О.А. ГЛУБОКАЯ аспирант Дипломатической академии МИД России, педагог дополнительного образования, Россия, г. Москва

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ НЮАНСЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

Эффективное политическое планирования в каждой стране мира, не исключая Италию, предопределяет ее устойчивое развитие и обеспечение национальных интересов. Одним из ключевых внешнеполитических приоритетов выделяется средиземноморский вектор. В данном исследовании проводится анализ доктрин и концепций, используемых Итальянской Республикой для реализации многопрофильной стратегии в отношении Средиземноморского региона на современном этапе.

Автор исследует основные составляющие политические, экономические и военные документы, которые отражают взаимодействие Италии со странами Средиземноморья. Для достижения поставленных целей и задач был использован аналитический подход, основанный на изучении существующих источников, а также экспертных мнений. Автор делает вывод об эволюции дискурсного подхода к пониманию Средиземноморья и выдвигает предположение о неспособности Италии в среднесрочной перспективе продемонстрировать полномасштабную акторность в новых концептуальных рамках.

Ключевые слова: внешняя политика, стратегические документы, Италия, Средиземноморский регион, Расширенное Средиземноморье.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.019

УДК 32.327

ЧИ ЦИНЧЖО аспирант Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург

Н.П. КАЛАШНИКОВА доктор политических наук, заведующая кафедрой Ассамблеи народов Казахстана, профессор Евразийского Национального университета имени Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана

Б.Б. БЮЛЕГЕНОВА кандидат политических наук, профессор кафедры политологии факультета журналистики и политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана

КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ БАРАКЕ ОБАМЕ)

Отношения между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки всегда были в центре внимания мировой общественности. Особое внимание к этой проблеме всегда было приковано в США. Данная проблема была в центре внимания президента США Барака Обамы и Конгресса США. Барак Обама в 2010 годы обнародовал американскому обществу новую «Стратегию национальной безопасности США», в ней большое внимание уделялось и отношениям с Китайской Народной Республикой. В документе говорилось, что новая политика будет направлена на поддерживание позитивных отношений с Китаем, устранение недоверия между странами, поощрение устранения напряженности между КНР и Тайванем, а также продвижение таких совместных приоритетов, как противодействие изменению климата и нераспространение ядерного оружия. В документе также указывается, что США планируют контролировать военную программу модернизации Китая. В стратегии был сделан акцент на том, что США не будут соглашаться с КНР в отношении проблем в области прав человека и тех областей, где взгляды отличаются. Однако это не должно препятствовать сотрудничеству по вопросам, представляющим взаимный интерес. Позиция Конгресса США была противоположной. Конгрессмены активно подвергали критике внешнюю и внутреннюю политику Китая. Целью политики Барака Обамы было привлечь КНР в американо-центричную систему миропорядка. На словах президент призывал Китай к партнерству, а реально заставлял его играть по американским правилам.

Ключевые слова: Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, китайско-американские отношения, Президент США, Конгресс США, Барак Обама.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.020

УДК 32.327

ЛЯН БОБО аспирант кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

В настоящее время важнейшее значение приобретает способность каждого государства эффективно противостоять глобальным угрозам. Одной из таких угроз является терроризм. Цель данной работы – рассмотреть принципы борьбы России с терроризмом в соответствии с концепциями государства по национальной безопасности и внешней политики. В статье использовались такие методы исследования, как системный анализ, проблемный метод, логико-гносеологический метод. Результаты исследования показали: чтобы добиться успеха в борьбе с международным терроризмом, необходимо участие всех стран в разрешении данной проблемы, а не применение политики «двойных стандартов». Автор статьи приходит к выводу, что, хотя борьба с терроризмом требует международного сотрудничества, голос России не всегда услышан, в связи с чем Россия принимает меры по борьбе с терроризмом, опираясь на собственную концепцию национальной безопасности и преследуя национальные интересы.

Ключевые слова: глобализация, международный терроризм, национальная безопасность, внешняя политика, Россия, Запад.

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.021

УДК 32.327, 94

ОГУЗ ШАХБАЗ аспирант Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г. Москва

ОБРАЗ РОССИИ В ГОДЫ ПЕРЕМИРИЯ (1918-1923 ГГ.) В ТУРЕЦКОЙ ПРЕССЕ

В статье представлена репрезентация России в турецких печатных изданиях в переломный период 1918-1923 гг. Оценивается, как влияли на восприятие России стамбульская пресса, находившаяся под оккупацией, и анатолийская пресса, поддерживаемая элитой, возглавлявшей национально-освободительную борьбу. Анализ подчеркивает сложное взаимодействие геополитических, идеологических и культурных элементов в формировании образа России в турецком контексте. Исследование посвящено анализу возникновения и распространения таких понятий, как «исламский большевизм», и других политических дискуссий, связанных с Россией, которые фигурировали в турецких СМИ, подчеркивая их влияние на общественное мнение. Данное исследование вносит ценный вклад в более глубокое понимание сложной взаимосвязи между СМИ, политикой и национальной идентичностью в Турции начала XX века. Изменение образа России в турецких печатных изданиях в период перемирия дает уникальную возможность взглянуть на то, как турецкое общество взаимодействовало с глобальными геополитическими силами в важную историческую эпоху.

Ключевые слова: образ России в Турции, исламский большевизм, политические дискурсы о России.

РЕЦЕНЗИИ И НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ ПУБЛИКАЦИЙ

DOI 10.35775/PSI.2024.55.2.022

УДК 32.327

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, главный редактор издательства «Наука сегодня», Россия, г. Москва

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: К ВОПРОСУ О НАПРАВЛЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ КИТАЙСКИХ АВТОРОВ

В статье делается попытка анализа и определения направленности исследований последнего времени китайских авторов на основе публикаций в некоторых российских рецензируемых журналах из списка ВАК . Во многих публикациях китайских авторов обращается внимание на актуальность проблем, связанных с влиянием глобализации и цифровизации на экономические и политические отношения между Россией и Китаем. Подчеркивается влияние региональных и международных объединений, образованных по инициативе России и Китая, на зарождение новой модели международных отношений на основе многополярности. Обращается внимание на некоторые различия между Россией и Китаем в осуществлении информационной политики.

Ключевые слова: российско-китайские отношения, исследования китайских авторов, публикации в российских журналах, глобализация, цифровизация, зарождение многополярности.

   
© 2013 ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ