№ 5 (45), 2022

Научный журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». Том 11. № 5 (45), 2022.

СОДЕРЖАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

Сыздыкова Ж.С. В ИСАА МГУ прошел XVII Всероссийский Фестиваль науки НАУКА 0+

Наши авторы № 5-2022

DOI 10.35775/PSI.2022.45.5.001

УДК 32

СЮЙ ХУН профессор Института иностранных языков Харбинского политехнического университета, Китай, г. Харбин

Ж.С. СЫЗДЫКОВА доктор исторических наук, профессор ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ: ОТ КАРАВАННОЙ ТРАССЫ ДО МЕГАПРОЕКТА «ПОЯС И ПУТЬ»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением историко-культурного наследия, преемственности опыта Великого Шелкового пути (ВШП) и его использования для реализации современных концепции и проектов, которые, прежде всего, опираются на истоки и методы функционирования ВШП. Подчеркивается, что ВШП пережил разные периоды на протяжении своей истории и только с началом Великих географических открытий начал потихоньку угасать, так как морская торговля более скоростная и более дешевая по сравнению с сухопутной. Отмечается, что ВШП служил взаимодействию культур Запада и Востока, новым научным открытиям. Делается вывод об изучении исторического опыта ВШП, который в настоящее время является значимым фактором для освоения и реализации новых проектов, таких как «Пояс и путь».

Ключевые слова: Пояс и путь, Великий Шелковый путь, цивилизации, народы, культуры.

DOI 10.35775/PSI.2022.45.5.002

УДК 32

М.С. ИСАЕВ доктор философии, старший преподаватель Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави, Казахстан, г. Туркестан

РАЗВИТИЕ КАРАГАНДИНСКОЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием угольной промышленности Караганды в период Великой Отечественной войны в наиболее важных аспектах. Выявлены факторы, оказывавшие воздействие на развитие угольной отрасли Казахстана. Охарактеризованы приоритеты государственной политики в отношении развития в Караганде собственной угледобычи, предпринята попытка оценить эффективность сделанных государством мероприятий. Изучена роль государства в стимулировании роста добычи. Оценены итоги и последствия развития отрасли и выявлены инновации в угледобычи, роль человеческого фактора в решении вопросов производственной перестройки. Показано, как решался кадровый вопрос. Затронуты проблемы управления угольной промышленности в условиях чрезвычайного военного времени. В годы Великой Отечественной войны, со всей очевидностью проявилась значимость топливно-энергетического комплекса, как для народного хозяйства страны, так и для решения собственно военностратегических задач.

Ключевые слова: Караганда, СССР, угольная промышленность, эвакуация, патриотизм, человеческий фактор, инновации, военная промышленность, кадры, инженеры.

DOI 10.35775/PSI.2022.45.5.003

УДК 316.3

М.Р. ЗАЗУЛИНА кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН, Россия, г. Новосибирск

ЕВРАЗИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рассмотрены особенности трансформации Евразии как экономического, политического и социокультурного пространства в условиях усиления влияния глобализации. Внимание акцентировано на процессах трансформации Евразии как социокультурного пространства. Проблемы развития социокультурного пространства Евразии рассматриваются в контексте теоретической проблемы соотношения социальных и культурных процессов.

Показано, что экономическое и политическое пространства Евразии характеризуют процессы переинтеграции в направлении Большой Евразии. Переинтеграцию экономического евразийского пространства характеризуют многополюсность (Россия – лишь один из центров силы, малая Евразия – лишь одна из частей Большой), многовекторность и стремление закрепить успехи путем институционализации усилий (большое число международных инициатив и организаций).

Для социокультурного пространства Евразии неоднозначную роль играют процессы глобализации, под которыми можно понимать процессы усвоения культурных и социальных образцов других культур и цивилизаций. В результате границы, многочисленных социальных и культурных пространств, составляющих социокультурное пространство Евразии, оказываются все более размыты за счет того, что различные культуры и социальные среды включают в себя элементы различного уровня: глобальные, локальные, транслокальные, транснациональные, этнические, цивилизационные, современные и традиционные и т.д. И все они представлены в различном объеме. Социокультурное пространство приобретает не просто поликультурный, а мозаичный характер. И такой же характер приобретают отдельные культуры (социокультурные пространства) внутри него.

Сделан вывод о том, что Евразия не выстраивается в качестве единого социокультурного пространства, развитие которого когерентно пространству политическому или экономическому. Процессы в социокультурном пространстве Евразии характеризуются большей интенсивностью, многовекторностью и нарастающей сложностью. Это позволяет утверждать, что социокультурные процессы вышли за пределы процессов экономических и не управляются ими, а опережают их. При этом относительно недавний характер отмеченных изменений не дает возможности говорить о том, являются ли эти характеристики чертой эпохи или сущностной особенностью социокультурного пространства.

Ключевые слова: Евразия, социокультурное пространство, экономическое пространство, трансформация, глобализация, цивилизационная идентичность.

DOI 10.35775/PSI.2022.45.5.004

УДК 32.327

Д.А. МЕДВЕДЕВ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии МГЛУ; доцент кафедры геополитики и устойчивого развития общества РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Россия, г. Москва

Д.А. МОТОРИНА специалист по информационно-аналитическому обеспечению МГУУ Правительства Москвы; магистрант МГЛУ, Россия, г. Москва

ВНЕШНЯЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Особенность процесса формирования государственной политики Республики Молдова на современном этапе состоит в двойственности геополитических предпочтений государства. В настоящее время внешнеполитический курс Молдавии включает в себя одновременно ориентацию на сотрудничество со странами Европы и Северной Америки, курс на интеграцию с ЕС и сближение со структурами НАТО, а также выстраивание стратегического партнерства с Россией. Опасность дестабилизации политической обстановки в стране представляет не только проблема геополитического противостояния и сложности в отношениях с внешними партнерами, но также институциональная слабость политической системы, социально-экономические проблемы, поляризация политических сил. Для оценки внутреннего общественного консенсуса по внешнеполитическому курсу и выявления социально-политических настроений представляется важным изучение общественного мнения населения. Таким образом, целью исследования является анализ оценки направлений внешней политики государства населением Республики Молдова. Задачи исследования включают в себя выделение основных векторов внешнеполитического развития Молдавии в постсоветский период, а также изучение состояния общественного мнения касательно оценки политической ситуации в стране и за ее пределами. В данной статье представлены некоторые результаты исследования опросов об отношении к России, Европейскому союзу и Румынии населения Республики Молдова.

Работа основывается на данных социологического исследования «Барометр общественного мнения», проводимым на регулярной основе с 2000 г. Институтом публичной политики (г. Кишинёв); проекта «Интеграционный барометр ЕАБР» (2012-2017 гг.) и ряда других.

Ключевые слова: внешняя политика, общественное мнение, политика Молдовы.

DOI 10.35775/PSI.2022.45.5.005

УДК 32.327

У.А. ШМОНОВА бакалавр Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург

А.В. ВОВЕНДА кандидат политических наук, доцент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург

АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕС В КОНТЕКСТЕ «ПАКТА О МИГРАЦИИ И УБЕЖИЩЕ – 2020» (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ГЕРМАНИИ)

В данной статье анализируются институциональные и правовые характеристики нового Пакта ЕС о миграции и убежище 2020 года во время председательства Германии в Еврокомиссии. Главной целью документа стала попытка создания эффективной и стабильной системы управления миграционной политикой Евросоюза, который в последние годы испытывает особенное миграционное давление. Целью исследования является изучение ключевых предложений Еврокомиссии по способам реформирования миграционной политики ЕС, комплекса вопросов, поставленных во время председательства Германии, и определении тех аспектов, которые вызвали противоречивое мнение и несогласие между странами-членами ЕС после принятия упомянутого документа. Результаты: Новый Пакт о миграции и убежище стал своеобразным продолжением уже начатой несколько лет назад миграционной реформы в Евросоюзе, уже на базе накопленного опыта наблюдения и оценки миграционной политики и общих трудностях стран сообщества. Однако несмотря на видимые положительные результаты в определенных вопросах, по-прежнему существует ряд противоречий и недоработок в рамках данного направления, что говорит о том, что миграционный вопрос будет оставаться одним из наиболее болезненных тем для стран-членов Евросоюза.

Ключевые слова: Европейский союз, Европейская комиссия, пакт, миграционная политика, убежище, беженцы.

КОНФЕРЕНЦИИ

DOI 10.35775/PSI.2022.45.5.006

УДК32

Ж.С. СЫЗДЫКОВА доктор исторических наук, профессор ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

В ИСАА МГУ ПРОШЕЛ XVII ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ НАУКА 0+

   
© 2013 ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ