№ 1 (35), 2021

Научный журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». Том 10. № 1 (35), 2021.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

  • Пряхин В.Ф. Государства постсоветского пространства как объект противоборства великих держав
  • Аюпова З.К., Кусаинов Д.У., Сабырбаева Г.К. Правовые основы конституции республики казахстан: опыт 25- летнего развития
  • Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В. Содружество независимых государств: новые актуальности

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

  • Медведев Н.П. К вопросу об истории местного самоуправления в США и его организационных особенностях
  • Коломейцев Э.М. Понятие федеративных и этнонациональных отношений как институциональной основы политической стабильности государства

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

  • Маджед Алотаиби Баладж А. Основные приоритеты внешней политики и дипломатии Саудовской Аравии на современном этапе
  • Ал Анази Али Салех Хазен. Российско-саудовские отношения в контексте региональных и международных процессов
  • Чжан Лумэн. Изменения в мировом порядке в постэпидемическую эпоху и ролевое позиционирование Китая

Наши авторы № 1-2021

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА_

DOI 10.35775/PSI.2021.35.1.001

УДК 32

В.Ф. ПРЯХИН доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО, Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ОБЪЕКТ ПРОТИВОБОРСТВА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ

Во всех странах постсоветского пространства в 1991 году однозначно была задекларирована цель построения современного демократического общества. Однако, спустя тридцать лет после провозглашения независимости пятнадцать постсоветских стран представляют с собой пеструю картину моделей социально-политического устройства от жесткой диктатуры сталинского типа до государств-членов НАТО и Евросоюза со стандартным для этих организаций набором политических и гуманитарных ценностей.

Сложившиеся системы государственных устройств во всех без исключения постсоветских странах нельзя признать окончательными. Процесс их формирования продолжается в соответствии с национальными приоритетами, а также под воздействием мировых силовых центров, борющихся за укрепление своего влияния в этих странах.

В статье анализируются некоторые аспекты противоборства за влияние на постсоветское пространство и делаются выводы о возможных перспективах этого процесса.

Ключевые слова: Россия, США, Китай, Европейский Союз, демократия электоральная, демократия суверенная, информационная война, права человека, «цветные» революции, государственное устройство.

DOI 10.35775/PSI.2021.35.1.002

УДК 34

З.К. АЮПОВА доктор юридических наук, профессор Казахского национального аграрного университета, стипендиат Программы Фулбрайт Правительства США, академик Казахстанской национальной академии естественных наук, академик Международной Академии информатизации, Республика Казахстан, г. Алматы

Д.У. КУСАИНОВ доктор философских наук, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая, академик Казахстанской национальной академии естественных наук, академик Международной Академии информатизации, Республика Казахстан, г. Алматы

Г.К. САБЫРБАЕВА старший преподаватель, магистрант Казахского национального аграрного университета, Республика Казахстан, г. Алматы

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОПЫТ 25- ЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ

Конституция выступает мощным правообразующим фактором, как в смысле прямого действия ее норм, так и благодаря нормативно-ориентирующему воздействию на процесс законотворчества. Конституция служит главным нормативно-правовым критерием толкования и применения всех юридических актов и совершения юридических действий, гарантирует в правовой системе верховенство правового закона, призвана обеспечивать правовую стабильность и правопреемственность даже при политических и иных переменах в обществе.

Ключевые слова: конституция, законотворчество, толкование, юридические действия, правовая система, верховенство права, правовая стабильность, правопреемственность, разделение властей, нормативно-правовые акты.

DOI 10.35775/PSI.2021.35.1.003

УДК 32.327

Д.Е. СЛИЗОВСКИЙ доктор исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

Н.В. ШУЛЕНИНА кандидат философских наук, доцент Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: НОВЫЕ АКТУАЛЬНОСТИ

В исследовании интеграционных процессов Содружества Независимых Государств (СНГ) есть потребность проанализировать экстернальные и интернальные (внешние и внутренние) свойства субъектов Содружества нести ответственность за события внутри и во вне СНГ. Возникает новая реальность для новых значений актуальности. Актуально после почти 30-ти летнего существования СНГ проанализировать способности лидеров и правительств стран СНГ, бюрократии Содружества, научно-экспертного сообщества оценить и понять разницу между тем, как описывается и понимается интеграционный процесс в СНГ. И тем, что он собой представляет в действительности. Предпосылкой к такому исследовательскому замыслу является все же допущение, по которому современные процессы чудовищно противоречивы. Но также и то, что СНГ, встроенное в современный мир, просуществовав, не смотря на комплекс угроз изнутри и извне, уже около 30 лет, являясь его частью, кажется, готово сказать о себе примерно так: «я жить хочу! Хочу печали. Любви и счастию назло». Что СНГ хочет жить - аксиома, но будет ли жить, и как, это – открытый сущностный вопрос. Если мы верно определяем условия, в которых развиваются интеграционные процессы СНГ, будет оправданным в статье разумно соединить почти несоединимое, и понять, что будет, если, исходить из того, что, с одной стороны, есть движение интеграционной политики и интеграционных процессов не только по меркам интересов одной из стран или группы стран СНГ, но и по меркам стратегических интересов Содружества. С другой – насколько это возможно и целесообразно, чтобы страны СНГ поняли Россию такой, какой она есть сегодня, каковы ее стратегические интересы, отказались интерпретировать их как притязания России на неподобающую для нее доминирующую роль. Признали на деле, что Россия не препятствует странам СНГ интеграцию с другими блоками и группами стран. И Россия именно сегодня может предложить позитивную мировую и региональную повестку интеграции, стабильности и безопасности в регионе. России хватает жесткой и мягкой силы, теперь нужно иметь умение и тактику комбинировать то и другое. Содружество дает возможность на этой основе упорядочить каждой из стран свое представление о России. И определить свои с ней отношения ради своего будущего и будущего СНГ.

Ключевые слова: интеграция, СНГ, интеграция в СНГ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ_

DOI 10.35775/PSI.2021.35.1.004

УДК 32.327

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, депутат Государственной Думы второго созыва, Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В США И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

В статье рассматриваются теоретические, организационные и финансовые основы местного самоуправления, говорится о роли местных органов власти. На основе имеющейся научной литературы, исследуется степень разработанности проблемы развития системы органов местного управления, особенности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, взаимодействие, США.

DOI 10.35775/PSI.2021.35.1.005

УДК 32.321

Э.М. КОЛОМЕЙЦЕВ кандидат политических наук, доцент 1 кафедры оперативного искусства и общевоенных дисциплин Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко, Россия, г. Краснодар

ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В статье анализируются различные аспекты федеративных отношений в России. Дается характеристика мобилизационной роли этнического фактора на развитие российского федерализма. Подчеркивается значимость современной модели федеративных и этнонациональных отношений для политической стабильности российского государства.

Ключевые слова: институциональные основы, федеративные отношения, этнонациональные отношения, политическая стабильность государства.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

DOI 10.35775/PSI.2021.35.1.006

УДК 32.327

МАДЖЕД АЛОТАИБИ БАЛАДЖ А магистрант Московского педагогического государственного университета, Саудовская Аравия, г. Эр-Рияд

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ДИПЛОМАТИИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Статья посвящена выявлению и оценке факторов внутренней дилеммы, региональной мощи и уязвимости, а также глобальным противоречиям во внешней политике и дипломатии Саудовской Аравии на современном этапе развития.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, Ближний Восток, внешняя политика, дипломатия.

DOI 10.35775/PSI.2021.35.1.007

УДК 32.327

АЛ АНАЗИ АЛИ САЛЕХ ХАЗЕН магистрант Московского педагогического государственного университета, Саудовская Аравия, г. Эр-Рияд

РОССИЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье исследуются перспективы развития российско-саудовских отношений с точки зрения выявления сдерживающих факторов и благоприятных направлений в контексте современных региональных и международных процессов.

Ключевые слова: российско-саудовские отношения, внешняя политика, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Ближний Восток.

DOI 10.35775/PSI.2021.35.1.008

УДК 32.327

ЧЖАН ЛУМЭН студент кафедры международной журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета, Китай

ИЗМЕНЕНИЯ В МИРОВОМ ПОРЯДКЕ В ПОСТ ЭПИДЕМИЧЕСКУЮ ЭПОХУ И РОЛЕВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КИТАЯ

В данной статье анализируются изменения в мировом порядке и усилению роли Китая в этом процессе. Глобальная пандемия Covid-19 стала не только испытанием и соревнованием различных теорий общественного здравоохранения, но и вызвала сравнения и суждения между различными политическими системами, стоящими за этими теориями. Когда государства впервые столкнулись со вспышкой, затем распространением и, наконец, ослаблением пандемии они, по сути, столкнулись с неопределенностью и страхом перед неизвестным и с нетерпением стали искать приемлемые модели или «стандартизированные» решения. Мы видим, что мир после пандемии изменился практически до неузнаваемости и для мирового сообщества остро встала проблематика новой архитектуры мирового порядка. Обосновывается мысль о том, что в процессе участия в существующем международном порядке, поскольку сила и международное влияние Китая продолжают расти, противоречие между внутренним порядком Китая и существующим международным порядком становится все более заметным. Практическая ценность исследования состоит в анализе реализации внешнеполитической стратегия КНР в практике международных отношений и возможности составить общий прогноз места Китая в новом мировом порядке, в рассмотрении российско-китайского сотрудничества в плоскости объединения усилий по формированию «справедливого мирового порядка». Следует отметить, что при оценке изученности вопроса участия Китая в формировании мирового порядка, при наличии значительного числа статей, монографий и других опубликованных исследований, до сих пор затрагивались в основном отдельные аспекты темы. Нет комплексного, всестороннего исследования, характеризующего то, как развитие Китая отражается на формировании миропорядка, показывающего степень вовлеченности КНР в становление нового устройства в системе международных отношений в пост коронавирусную эпоху.

Ключевые слова: COVID-19, международные отношения, Китай, Россия, мировой порядок, США.

   
© 2013 ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ