№ 3 (68), 2025

Научный журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». Том 14. № 3 (68), 2025

СОДЕРЖАНИЕ

ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.001

УДК 32

Ш.С. СУЛЕЙМАНОВА доктор политических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются миграционные процессы, которые представляют собой важный политический фактор обеспечения национальной безопасности России. Проведен контент-анализ материалов средств массовой информации с целью отражения существующего в обществе отношения к мигрантам и миграционной политике России. Отмечается, что обсуждение миграционных вопросов в плане исходящих угроз со стороны трудовых мигрантов оказало влияние на общественное восприятие миграции как негативного, криминогенного явления. Рекомендации сформулированы на основе анализа миграционных процессов, а также вопросов их правового регулирования.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, Российская Федерация, законодательство, трансформация миграционной политики России.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.002

УДК 323.21/325.11

М.М. ГАДЖИЕВ доктор политических наук, главный научный сотрудник Дагестанского федерального исследовательского центра РАН; профессор кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета, Россия, г. Махачкала

КАК МИГРАЦИЯ СОЗДАЕТ МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ В РОССИЙСКИХ ПОЛЯРНЫХ ГОРОДАХ: ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ И СКЛАДЫВАНИЯ НОВЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ

В статье исследуется, как миграционные процессы в регионы Крайнего Севера привели к созданию в городах исламских сообществ, мусульманской инфраструктуры и новых идентичностей в регионах российской Арктики. Работа опирается на ряд полевых исследований, проведенных автором в 2022 и 2023 гг. в российских полярных городах, в результате которых были получены ценные эмпирические материалы. Важно подчеркнуть, что мусульманской общины в городах российского Крайнего Севера не производят впечатление того, что они – часть глобальной исламской уммы. Связи с остальным мусульманским миром ограничены. Это не означает, что исламские общины Крайнего Севера автономны. Как и в советский период, в России по-прежнему силен государственный контроль над религиозным пространством. Автор показывает, что мусульманские общины постепенно адаптируют религиозные практики к циркумполярным условиям. Для многих мусульманских мигрантов для своего выживания и адаптации к новым условиям крайне важно быть частью исламских сетей и сообществ. Данные исследования говорят о пластичности формирующейся идентичности в сознании полярных мусульман. Анализ показывает, что интеграция в большое северное сообщество является более подходящим понятием, нежели экстремизм или сопротивление, когда речь идет о мусульманах российской Арктики. Это связано с тем, что исламская идентичность включает достаточно широкий диапазон социально возможных практик, связанных с адаптацией к северным условиям.

Ключевые слова: ислам, миграция, северные города, мечети, идентичность.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.003

УДК 35.08

Н.Р. ДЫШЕНОВА старший преподаватель кафедры Психологии Института социальной инженерии ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Россия, г. Москва

А.А. РАСТОРГУЕВ преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Москва

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского»; научный сотрудник лаборатории научно-исследовательских работ, Московский экономический институт, Россия, г. Москва

А.Н. АФАНАСЬЕВА магистрант кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

О.В. СОНИНА магистрант кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Введение: в статье выполняется описание основных организационно-правовых механизмов аттестации государственных служащих. Аттестация государственных служащих является важным инструментом реализации кадровых технологий в системе государственного управления. Значимость использования аттестации в качестве инструмента кадровых технологий в системе государственного управления проявляется в двух основных аспектах. В первом аспекте базовым предназначением аттестации является оценка текущего уровня знаний и компетенций государственных служащих. Во втором аспекте проведение аттестации направлено на повышение уровня квалификации и компетентности государственных служащих. Результаты аттестации должны стать не столько поводом для увольнения того или иного служащего, а сколько информационной базой для поиска резервов повышения уровня его квалификации. На основе сформированной по итогам аттестации информационной базы должны быть разработаны программы повышения квалификации государственных служащих или модернизации всего процесса оказания государственных услуг. Для формирования более компетентного мнения и достижения качественного результата при проведении аттестации должны быть использованы разнообразные технологии и методики кадровой оценочной деятельности. Цель работы заключается в уточнении сущностного содержания аттестации с позиции государственного управления и раскрытии основных методических подходов к её проведению. Результаты исследования: авторским коллективом раскрыты сущностные составляющие элементов механизма аттестации государственных служащих, а также выполнен компаративный анализ основных технологий проведения аттестации.

Ключевые слова: аттестация, государственная служба, государственное управление, кадровый менеджмент, профессиональные компетенции, профессиональное развитие.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.004

УДК 323.1

Д.В. МЕЛЬНИЧУК выпускник Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Россия, г. Москва

Научный руководитель:

М.Н. ГРАЧЕВ доктор политических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ 1863-1881 ГГ.

Статья исследует эволюцию национальной политики Российской империи в отношении украинского вопроса в XIX веке. Анализируется трансформация имперского подхода от концепции единой общерусской нации к осознанию украинского национального движения как политической проблемы. Особое внимание уделяется ключевым законодательным инициативам 1863-1881 годов – Валуевскому циркуляру и Эмскому указу, направленным на ограничение использования украинского языка. Автор прослеживает, как непоследовательность и репрессивный характер этих мер парадоксальным образом способствовали радикализации украинского движения. Рассматривается влияние внешних факторов на формирование национальной политики империи, включая европейские этнонациональные процессы и польское восстание 1863 года.

Ключевые слова: Российская империя, национальная политика, украинский вопрос, Валуевский циркуляр, Эмский указ, малороссийский язык, национальная идентичность, этнокультурные ограничения.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.005

УДК 32

С.В. КРАСИЛЬНИКОВ кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Санкт-Петербург

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

В статье анализируется проблема ценностей, которая в современной России является наиболее актуальной в вопросах воспитания. Эту проблему в равной степени должны решать все институты социализации. Автор анализирует различные научные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования ценностных ориентаций, что в свою очередь дает возможность ее глубокого изучения и определения оптимальных, эффективных путей решения.

Рассмотрены характеристики, структуры и иерархии ценностного мира; выявлены способы познания ценностного и его онтологический статус; дана природа и специфика ценностных суждений.

В исследовании рассмотрена проблема теоретико-концептуальных позиций, принципов и методов права и их аксиологическом значении; проанализированы вопросы современной социальной и правовой природы; определено аксиологическое значение принципов права в современных условиях; установлены и раскрыты теоретические и практические аспекты аксиологии принципов современного права; сделан вывод о том, что аксиологическая значимость принципов права постоянна и устойчива и не зависит от исторических или социально-экономических условий; подтверждено, что правовая аксиология как исследовательский тип философии права способна возвести ценностные трансформации в системе правовой реальности на уровень саморефлексии права как формы общественного сознания.

Рассмотрены характеристики, структуры и иерархии ценностного мира.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личностные ценности, общественные идеалы, цивилистика, аксиология права, духовно-нравственные ценности, правовая аксиология, злоупотребление правом, стабильность гражданско-правового положения, аксиология права, моральный аргумент в праве, правовая норма, естественное право, аналитическая философия права.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.006

УДК 316.334.3

С.В. НЕШКОВ кандидат политических наук, директор Центра когнитивной обороны, помощник депутата Государственной думы ФС РФ, Россия, г. Москва

СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Настоящая статья посвящена стратегиям противодействия угрозам политической стабильности в сети Интернет. Автор сосредотачивает внимание на специфике развития политических конфликтов в онлайн-среде на современном этапе, а также выявляет ключевые элементы стратегий противодействия политическим конфликтам в виртуальном пространстве, обеспечивающие их практическую эффективность.

Ключевые слова: стратегия, политика, стабильность, Интернет, социальные сети, конфликт, нейросети, искусственный интеллект.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.007

УДК 354

С.С. АЛЕЕВА старший преподаватель кафедры гражданского права и публично-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Россия, г. Москва

А.А. ГОЛОВИН доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, регионалистики и правового регулирования экономики ГОАУ ВО Курской области «Курской академии государственной и муниципальной службы», Россия, г. Курск

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского»; научный сотрудник лаборатории научно-исследовательских работ Московский экономический институт, Россия, г. Москва

О.В. СОНИНА магистрант кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

М.С. КОЗЛОВ студент кафедры международных отношений и государственного управления ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Введение: в статье рассматриваются наиболее существенные организационно-правовые аспекты территориального антикризисного менеджмента, обеспечивающие устойчивость функционирования муниципалитетов в условиях социально-экономической турбулентности. Построение системы антикризисного управления должно происходить с учетом особенностей функционирования муниципального образования. Муниципальное образование с позиции управленческого воздействия обладает рядом специфических характеристик, которые коренным образом отличают его от других объектов в системе государственного управления. Антикризисное управление в муниципальном образовании представляет собой механизм, обеспечивающий оперативное реагирование на формирование потенциальных кризисных ситуаций по мере их наступления. Фундаментальные основы правового поля антикризисного управления социально-экономическим развитием территории закладываются на федеральном уровне, отдельные аспекты представлены региональными законодательными актами. На муниципальном уровне разрабатываются практические аспекты функционирования системы антикризисного управления. Ключевыми характеристиками системы антикризисного территориального менеджмента являются плановость, гибкость, адаптивность, комплексность, системность, научность, многоаспектность, сочетание стратегии и тактики, упреждающий характер. В целом можно отметить, что в текущих условиях макроэкономической нестабильности основной характеристикой системы антикризисного территориального менеджмента является ее упреждающих характер. Цель работы заключается в уточнении наиболее существенных организационно-правовых аспектов территориального менеджмента, которые необходимы для эффективного противодействия внешним и внутренним угрозам. Результаты исследования: авторским коллективом дано описание базовых нормативно-правовых актов, регулирующих построение системы территориального антикризисного менеджмента, сгруппированы основные принципы и элементы антикризисного менеджмента на уровне местного самоуправления, а также разработан общий концепт системы антикризисного территориального менеджмента.

Ключевые слова: антикризисное управление, территориальный менеджмент, муниципальная власть, социально-экономические риски.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.008

УДК 351.712

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», научный сотрудник лаборатории научно-исследовательских работ Московского экономического института, Россия, г. Москва

Е.А. СЕНТИЩЕВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры международных отношений и государственного управления ФГБОУ ВО Юго-Западный государственный университет, Россия, г. Курск

С.С. АЛЕЕВА старший преподаватель кафедры гражданского права и публично-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Россия, г. Москва

А.Л. ЗОЛКИН кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника» ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ПГУТИ), Россия, г. Самара

М.С. КОЗЛОВ студент кафедры международных отношений и государственного управления ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ В РЕГИОНЕ

Введение: в работе делается обоснованный вывод о том, что присутствие эффективной системы управления государственными закупками крайне актуально, во-первых, для обеспечения целевого использования общественных финансов в условиях перманентного бюджетного дефицита, во-вторых, для качественной реализации значимых проектов в социально-экономическом пространстве территории, в-третьих, для снижения градуса общественных противоречий. Несмотря на объективное присутствие локальных недочетов и ошибок, действующая в государственном механизме система управления закупками демонстрирует свою эффективность, которая способствует достижению стратегических целей прогрессивного развития страны и успешному решению социально-экономических задач. Важнейшей характеристикой государственных закупок в условиях геополитических вызовов является их рациональность, которая характеризуется минимальным использованием доступных ресурсов для решения максимального объема задач при поддержании целевого качества в пределах установленных временных интервалов. Цель работы заключается в уточнении отдельных организационно-экономических и правовых аспектов механизма управления государственными закупками на примере Курской области. Результаты исследования: авторским коллективом выполнен компаративный анализ моделей управления государственными закупками, проведено исследование форм централизации закупочной деятельности, рассмотрены региональные особенности управления закупками, а также проведен анализ ретроспективных итогов функционирования системы управления государственными закупками в Курской области.

Ключевые слова: государственные закупки, государственная собственность, торги, централизация управления, Курская область.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.009

УДК 32

Н.В. ПАВЛОВ кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина, Россия, г. Краснодар

А.М. ОСТАНИНА магистр юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина, Россия, г. Краснодар

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В научной работе рассмотрены основные теоретические и процессуальные вопросы контрольной (надзорной) деятельности как средства обеспечения безопасности дорожного движения. Авторами исследованы различные нормативно-правовые акты, регулирующие безопасность дорожного движения. При проведении научного исследования использовались логический, сравнительно-правовой и системно-структурный методы. В ходе написания научной работы обозначены актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. К числу проблемных моментов можно отнести, к примеру: приравнивание к статусу пешехода лиц, управляющих средством индивидуальной мобильности, незначительный размер административного штрафа для лиц, управляющих средством индивидуальной мобильности, который в конечном итоге приводит к безответственности, увеличению аварий с участием пешеходов и угрозе их безопасности. Авторы пришли к выводу о том, что в настоящее время возникла необходимость детального регулирования порядка передвижения лиц при помощи средств индивидуальной мобильности. Важно разработать и внедрить эффективную систему контроля и надзора за использованием персональных электрических средств передвижения, в целях обеспечения их безопасного нахождения и перемещения по проезжей части.

Ключевые слова: контроль, безопасность, правила дорожного движения, ответственность, средство индивидуальной мобильности, транспортное средство, водитель, пешеход.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.010

УДК 330.322

И.А. РАШИДОВА кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», Россия, г. Курск

Г.Р. ТЕМИЖЕВА кандидат экономических наук, доцент, Директор Аграрного института ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Россия, г. Черкесск

О.И. РАШИДОВ кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», Россия, г. Курск

А.В. ШЛЕЕНКО кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Промышленного и гражданского строительства» ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», научный сотрудник лаборатории научно-исследовательских работ Московского экономического института, Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ

Введение: в статье рассматриваются особенности и ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование инвестиционной привлекательности территории в современной социально-экономической конъюнктуре. Инвестиционная привлекательность служит одной из ключевых характеристик эффективности функционирования муниципального менеджмента, которая отражает рациональность использования ресурсного потенциала территории, качество управления человеческим капиталом и емкость построения социального пространства. Итогом существования благоприятной инвестиционной среды является положительная тенденция инвестиционной активности, которая выражается в наращивании объемов реальных инвестиций в социально-экономическое пространство муниципалитета. Комплексное обобщение результатов аналитической диагностики формирует у потенциальных инвесторов объективное мнение относительно целесообразности вложения средств в социально-экономическое пространство территории. В этой связи представители муниципального менеджмента должны прилагать значительные усилия для системного роста ключевых показателей количественного и качественного характера, отражающих уровень инвестиционной привлекательности территории. Таким образом, инвестиционная привлекательность выступает объективным результатом управленческой деятельности муниципальных органов власти, который обеспечивает привлечение корпоративных и частных инвестиций для формирования прогрессивного трека социально-экономического развития. Цель работы заключается в уточнении факторных составляющих инвестиционной привлекательности территории. Результаты исследования: авторским коллективом уточнены основные аспекты значимости инвестиционной привлекательности, обоснованы факторы формирования инвестиционного климата, сгруппирован цикл управления инвестиционной привлекательностью территории с позиции муниципального менеджмента.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, территориальное развитие, муниципальный менеджмент, инвестиционная политика, инвестиционная активность, инвестиции.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.011

УДК 32.327

А.С. КАРАВАНСКИЙ аспирант Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

КАТЕГОРИЯ «МИРОВОЙ ПОРЯДОК» В ОЦЕНКАХ РАЗНЫХ СУБЪЕКТОВ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

В статье исследуется страновой аспект в подходах к новому мировому порядку, в частности среди ведущих мировых держав (России, Китая, США), а также других стран отдельных регионов (Индии, Турции, Ирана, других государств Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки). Сделан вывод, что несмотря на схожие позиции многих стран по вопросу формирования нового мирового порядка, основанного на принципе многополярности, у ряда государств имеются некоторые отличительные черты: Россия выступает за многополярный мир с несколькими центрами силы; Китай видит себя в качестве центра многополярного мира, но не в качестве гегемона; Индия стремится создать новый мировой порядок с тремя центрами силы – Индией, Россией и Китаем; страны Латинской Америки видят многополярный мир в большей степени в формате полицентризма – геополитической модели мироустройства со многими центрами силы; страны Африки на базе формирования интеграционного союза африканских государств пытаются создать свой центр силы в многополярном мире; Турция как ключевой игрок на Ближнем Востоке преследует собственные интересы и стремится найти баланс между Россией и Китаем с одной стороны, и со странами Запада с другой стороны.

Ключевые слова: новый мировой порядок, миропорядок, Россия, Китай, Индия, мировая экономика, геополитика, международные отношения, центр силы, многополярность, полицентризм, гегемон, баланс.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.012

УДК 32.327

С.А. ШАПОРЕНКО аспирант кафедры международной и национальной безопасности Дипломатической Академии МИД РФ, Россия, г. Москва

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СНГ

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования приграничного сотрудничества в Содружестве Независимых Государств (СНГ). Актуальность исследования определяется тем, что динамика развития приграничного сотрудничества во многом зависит от эффективности его правового обеспечения. Для успешного развития приграничного сотрудничества требуется нормативно-правовой базис, который обеспечивает прозрачность и понятность взаимоотношений государств и регионов на постсоветском пространстве. Цель исследования состоит в изучении правовой архитектуры приграничного сотрудничества в СНГ. Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи: проанализировать трансформацию законодательных основ приграничного сотрудничества в СНГ; систематизировать действующие нормативные источники; исследовать специфику правовых актов, регулирующих взаимоотношения российских регионов со странами СНГ. Методологический аппарат работы включает комплекс взаимодополняющих научных подходов. Среди общенаучных методов применялись аналитический, описательный и исторический, позволяющие проследить эволюцию правовых механизмов. Специальные юридические методы исследования представлены системно-структурным анализом, формально-юридическим подходом и контент-анализом нормативных документов.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что современная система правового обеспечения приграничного сотрудничества стран СНГ формируется из многоуровневой структуры нормативных актов по вопросам экономической интеграции, гуманитарной сферы и обеспечения безопасности. Основополагающими документами выступают международные соглашения, двусторонние договоры и национальное законодательство государств. Перспективными направлениями совершенствования правового регулирования являются унификация законодательства, упрощение административных процедур и развитие новых форм приграничного сотрудничества.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, Конвенция о приграничном сотрудничестве, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества, Стратегия экономического развития СНГ.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.013

УДК 32.327

Н.В. ШАХМИН учитель истории и обществознания МОУ ТСОШ № 14, Молдова, Приднестровье, г. Тирасполь

НОВЫЕ ЗАДАЧИ РОССИИ В УКРЕПЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЕКТА

В данной статье тезисно анализируются некоторые основные институциональные проблемы эволюции ЕАЭС. Автор рассматривает проблемы в парламентском измерении ЕАЭС и способы их восполнения, излишнюю приверженность нормам ВТО, МВФ как в России, так и в станах объединения в качестве одного из факторов стагнации евразийской интеграции, а также фактор отсутствия должного идеологического сопровождения идентичности ЕАЭС как субъекта. Значительный акцент в исследовании сделан на аппелировании к евразийской идеологии как основе для становления ЕАЭС.

Ключевые слова: евразийская интеграция, евразийская идеология, ЕАЭС, ВТО, МВФ.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.014

УДК 32

М.Р. РАХИМОВ аспирант кафедры новой и новейшей истории Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, Россия, Чеченская Республика, г. Грозный

Р.А. ТОВСУЛТАНОВ кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, Россия, Чеченская Республика, г. Грозный

Л.Н. ГАЛИМОВА доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры СГН1 «История» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Россия, г. Москва

АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЙ И ПРОБЛЕМ В ЧЕЧЕНО-АРАБСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Р.А. КАДЫРОВА

В статье представлен развернутый анализ достижений Чеченской Республики в развитии отношений с арабо-мусульманским миром в период президентства Рамзана Ахматовича Кадырова (регулярно встречался с лидерами Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Иордании, обсуждая широкий круг вопросов). Подчеркивается качественно новый уровень политических, экономических, военных и культурно-гуманитарных связей Грозного с ключевыми государствами Ближнего Востока. В числе основных факторов успеха выделяются личный авторитет и дипломатический талант лидера Чечни, всесторонняя поддержка федерального центра во главе с Президентом России В.В. Путиным, а также умелое использование цивилизационной и религиозной близости чеченцев с народами исламского мира. Подчеркивается, что сотрудничество в рамках экономических отношений с главой Чеченской Республики привело к чечено-арабскому экономическому партнерству. Начался рост занятости населения, увеличение заработной платы для лиц, задействованных в реализации данных совместных проектов, ускорилось послевоенное восстановление Чеченской Республики и ее развитие. Акцентируется внимание, что в связи с развитием гуманитарных и культурных связей в сжатые сроки Чеченская Республика смогла превратиться в крупный международный центр исламского образования и культуры, притягивающий тысячи студентов и последователей со всего мира, в первую очередь – с арабского Востока. Отмечается превращение Чеченской Республики в признанный центр мусульманского образования и культуры, площадку для обсуждения актуальных проблем уммы. Делается вывод о стратегической значимости чеченского опыта взаимодействия с исламским миром для упрочения лидерских позиций России на Ближнем Востоке и продвижения модели справедливого многополярного миропорядка.

Ключевые слова: Рамзан Кадыров, Чеченская Республика, российско-арабские отношения, ислам, внешняя политика России, борьба с терроризмом, культурно-гуманитарное сотрудничество, цивилизационный диалог.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.015

УДК 32.327

Г.В. АБИЛОВА кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогической культуры и управления в образовании МГИМО МИД России; директор международной школы БРИКС+, Россия, г. Москова ORCID: 0009-0003-8598-0203

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМАТЕ БРИКС

Необходимость изучения образовательной интеграции обусловлена ее потенциалом для трансформации социально-экономических парадигм – ее значимость подчеркивается взаимозависимыми финансово-политическими матрицами и возникающей транснациональной академической синергией. Цель: выявить политические предпосылки и экономические катализаторы, лежащие в основе формирования общего образовательного пространства в БРИКС (связь обязательств руководства и динамики инвестиций), используя методологию, объединяющую сравнительно-политический анализ с институциональным анализом и эконометрическим моделированием (методы, которые, будучи разрозненными, объединяются в целостную исследовательскую структуру). Данные, полученные из деклараций саммита (количественно определяются 80% подтверждением руководства), показатели инвестиций (в среднем 2). Эмпирические данные показывают: взаимное признание дипломов в настоящее время составляет 40% с перспективой расширения на 65% в течение пяти лет – интегрированные платформы увеличили число цифровых студентов с 50 000 до 120 000. Статистические корреляции (r = 0.75) подтверждают связь между интеграцией образования и экономическим ростом; исследование показывает: стратегическая гармонизация (через стандартизированную аккредитацию, цифровые консорциумы и расширенные программы обмена) осуществима, прагматически применима, предлагая концептуальную модель, основанную на мировом опыте (эталоны ЕС/АСЕАН/МЕРКОСУР служат альтернативами/аналогами) и, предоставляя план для перестройки политики – необходимы дальнейшие исследования для уточнения механизмов финансирования и гармонизации стандартов.

Ключевые слова: детерминанты управления, финансовые основы, объединение академий, транснациональное сотрудничество, аккредитационные рамки, цифровая трансформация, институциональная реформа.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.016

УДК 327

А.Н. ВАВИЛОВ кандидат политических наук, стажер Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва

САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США В ОТНОШЕНИИ УКРАИНЫ В 1991-2022 ГОДАХ

В настоящее время в политическом дискурсе утвердилась расширительная трактовка понятия «санкции». Она предполагает, что данная дефиниция включает практически любые меры воздействия, нацеленные на обеспечение принятия желаемых политических решений или, наоборот, отказ от нежелательных шагов. На современном этапе санкции выступают одним из активно применяемых инструментов американской внешней политики. До 2014 г. говорить об использовании США санкций на украинском направлении в том смысле, в каком они стали частью американской внешнеполитической практики, можно лишь условно. Задействованные ограничительные меры носили мягкий характер и служили негативными сигналами политической элите Украины со стороны Вашингтона. Применение санкционного инструментария, характерного для американской внешнеполитической практики, отмечается в разгар острого внутриполитического кризиса на Украине в 2014 г. После 2014 г. санкции США на Украине были нацелены на обеспечение контроля за внутриполитическими процессами в стране и недопущение восстановления российского влияния. При этом санкции, введенные против представителей оппозиции в период президентства В. Зеленского, стали частью антироссийских санкционных режимов. Широкое применение санкционного инструментария после 2014 г. может свидетельствовать об эволюции внешнеполитической стратегии США на украинском направлении, в рамках которой был осуществлен переход от ограниченных к решительным целям, что потребовало обращения к соответствующему инструментарию.

Ключевые слова: санкции, рестрикции, Украина, внешнеполитическая стратегия, политическая элита украинский конфликт.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.017

УДК 32.327

С. АМАН аспирант кафедры международной и национальной безопасности Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г. Москва

ПОЛИТИКА США В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ: ГЕОСТРАТЕГИЯ В ПАРАДИГМЕ «ТИХИЙ ОКЕАН – ВНУТРЕННЕЕ МОРЕ АМЕРИКИ»

В статье рассматриваются основные тенденции политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Актуальность темы исследования определяется значением АТР, которое он приобрел в современных международных отношениях, являясь регионом геополитического соперничества между ведущими мировыми державами. При этом в АТР сосредоточены значительные экономические интересы США, поскольку он обеспечивает их сферой сбыта продукции и доступом к природным ресурсам, одновременно являясь поставщиком большого спектра товаров на американский внутренний рынок. Цель исследования состоит в изучении ключевых аспектов внешнеполитической стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в связи с чем автором решались задачи: определить факторы, влияющие на политику США в АТР; выявить доктринальные основы проводимой США в АТР политики; определить возможные стратегии США в АТР с учетом происходящих изменений в их внутренней политике. Методологическую основу исследования составляют общие методы (системный, анализа и синтеза), а также специально-научные методы (историко-правовой, метод политологического анализа).

Экономические интересы США играют ключевую роль в формировании их политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поддержание своего лидерства в АТР США обеспечивают, в том числе, военным присутствием, которое объясняется необходимостью обеспечения национальной безопасности и защитой американских интересов. В настоящее время усиление экономической и военно-политической мощи КНР становится определяющим фактором политики США, направленной на «сдерживание» Китая. При этом США активно продвигают термин «‎Индо-Тихоокеанский регион», закрепляя его в своих доктринальных документах и используя на международном уровне.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Индо-Тихоокеанский регион, концепция «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», Стратегия национальной безопасности США.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.018

УДК 32.327

Т.М. ИСЛАМОВ соискатель кафедры ПАМП МГИМО МИД России, Россия, г. Москва ORCID 0009-0005-9135-8239

Р.Б. МАХМУДОВ доцент Университета мировой экономики и дипломатии, Ведущий научный сотрудник Института перспективных международных исследований, Республика Узбекистан, г. Ташкент ORCID 0000-0002-1030-2200

АМЕРИКАНСКИЙ ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В АФГАНИСТАНЕ: ПРИЧИНЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НЕУДАЧИ

В статье рассматриваются причины, приведшие к провалу американской стратегии государственного строительства в Афганистане в период 2001-2021 гг. Акцент делается на рассмотрении процесса госстроительства в его динамике перехода от первоначального оптимизма к осознания попадания в стратегический тупик, появившемуся в 2007 году, а также на классификации причин, отмечаемых американскими, российскими и региональными экспертами, которые породили сложности с реализацией планов Вашингтона по построению «витрины демократии» на стыке Центральной и Южной Азии, и Ближнего Востока. Среди них особое внимание уделено таким причинам как неэффективная политика конструирования легитимности афганской власти, «размытость» концепта государственного строительства, разрыв между теоретическим представлением об Афганистане и реальностью в сочетании с причинами бюрократического характера, применение «инженерного подхода» и недооценка культурных особенностей Афганистана.

Ключевые слова: Афганистан, США, государственное строительство, Талибан, демократия, легитимность, институты, коррупция, наркотики, Пакистан, этно-племенная мозаика.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.019

УДК 32.327

С.М. КАТИНА лаборант лаборатории американских исследований СНО ДА МИД РФ ФГБОУ ВО Дипломатическая академия МИД РФ, Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЙ ИРАНА И ИНДИИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ В МНОГОСТОРОННЕМ ФОРМАТЕ ШОС

Статья посвящена анализу современных проблем и перспектив развития отношений между Ираном и Индией в сфере безопасности. Рассматриваются ключевые аспекты сотрудничества, включая борьбу с терроризмом и обеспечение стабильности в регионе. Цели исследования: проанализировать динамику взаимодействия Ирана и Индии в целях повышения уровня безопасности в контексте Шанхайской организации сотрудничества.

В исследовании использован сравнительный анализ, историко-описательный метод при сопоставлении отношений Ирана и Индии с США и с Пакистаном. Предметом является сотрудничество Ирана и Индии в сфере безопасности, включая политические, военные и региональные аспекты в рамках ШОС. Объект исследования: отношения Исламской Республики Иран и Республики Индия в контексте Шанхайской организации сотрудничества в период их активного участия в организации (2010-е – 2020-е годы).

Ключевые слова: отношения Ирана и Индии, борьба с терроризмом, индо-пакистанский конфликт, ШОС, движение Талибан, отношения в сфере безопасности.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.020

УДК 93/94

УМАР БЕШИР ЯКУБА аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

Научный руководитель:

АДУ ЯО НИКЭЗ кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

МНОГОСТОРОННИЕ ИНИЦИАТИВЫ ФРАНЦИИ В САХЕЛЕ: РОЛЬ G5 SAHEL И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АФРИКАНСКИМ СОЮЗОМ

В статье рассматриваются многосторонние инициативы Франции в регионах Сахеля, с особым акцентом на роль G5 Sahel и взаимосвязь этого альянса с Африканским Союзом. Целью исследования является анализ воздействия многостороннего сотрудничества на безопасность и стабильность в регионе, а также оценка эффективности G5 Sahel как основного механизма борьбы с угрозами, такими как терроризм и организованная преступность. Используя качественные методы, включая анализ вторичных данных и документооборота, исследуется, как взаимодействие Франции с G5 Sahel и Африканским Союзом формирует стратегии безопасности в Сахеле. Результаты демонстрируют, что, несмотря на значительные усилия, существуют препятствия, связанные с координацией между различными участниками и сложными политическими условиями в странах.

Ключевые слова: Франция, Сахель, G5 Sahel, Африканский Союз, многосторонние инициативы, безопасность, стабильность, терроризм, организованная преступность, региональное сотрудничество.

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.021

УДК 32.327

ЛОТИКО ГИРЕНТАН ФРИДОМ аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

РОЛЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ООН (ПРООН) В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ ЧАДА

Экономическое развитие Чада во многом определяется уровнем международной поддержки, одной из ключевых форм которой является деятельность Программы развития ООН (ПРООН). ПРООН оказывает содействие стране в развитии сельского хозяйства, инфраструктуры, предпринимательства и институциональных реформ. Однако, несмотря на значительные инвестиции и программы международной помощи, Чад продолжает сталкиваться с рядом структурных вызовов, включая низкий уровень инфраструктурного обеспечения, политическую нестабильность и зависимость от экспорта сырьевых ресурсов. В данной статье рассматриваются основные направления сотрудничества Чада с ПРООН, оценивается их влияние на экономическое развитие страны, а также выявляются ключевые проблемы и перспективы дальнейшего взаимодействия.

Ключевые слова: ПРООН, экономическое развитие, международное сотрудничество, устойчивое развитие, диверсификация экономики, инфраструктурные проекты, международная помощь.

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

DOI 10.35775/PSI.2025.68.3.022

УДК 32.327

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, главный редактор издательства «Наука сегодня», Россия, г. Москва

РОССИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН, ТУРЦИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧАСТЬ III

В статье на основе обзора актуальных публикаций в научных журналах списка ВАК делается попытка дать характеристику процессу формирования новой модели международных отношений между Россией , Азербайджаном и Турцией. При этом анализируются позитивные и негативные механизмы этих межгосударственных отношений в контексте учета национальных интересов Российской Федерации. Особый исследовательский интерес вызывает расширение экономических отношений и военно-политический аспект проблемы, в связи с членством Турции в военно-политическом блоке НАТО. А также отношение государств к СВО на Украине и к урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. Статья состоит из трех частей, опубликованных в разных журналах издательства «Наука сегодня».

Ключевые слова: научный обзор, актуальные публикации, международные отношения, новая модель, Россия, Азербайджан, Турция, национальные интересы, экономические отношения, военно-политический аспект, урегулирование, СВО на Украине, Нагорно-Карабахский конфликт.