Научный журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». № 2 (24), 2018.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

  • Слизовский Д.Е. Можно ли было избежать распада СССР: призма событий тридцатилетней давности и современности

СОВРЕМЕННЫЕ СМИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • Сулейманова Ш.С. Политический потенциал новых медиа

ПОЛИТИКА И «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

  • Муравых А.И. Цифровая экономика: угрозы и вызовы глобальной и национальной безопасности

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ

  • Медведев Н.П., Чан Хыу Тхан Санкции и меры по противодействию коррупции в современном Вьетнаме
  • Явчуновская Р.А., Антонов В.М. Коррупция и национальная безопасность в условиях крепления российского государства

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Пряхин В.Ф. Что родила гора? К итогам американо-северокорейского саммита
  • Лузан А.А., Лузан С.А. Феномен Трампа

Наши авторы № 2-2018

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

УДК 32.323

Д.Е. СЛИЗОВСКИЙ профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

МОЖНО ЛИ БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ РАСПАДА СССР: ПРИЗМА СОБЫТИЙ ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТИ

Формальным основанием написать статью о причинах распада СССР в связи событиями 1988 года, конкретно с проходившей с 28 июня по 1 июля 1988 г. в Москве XIX Всесоюзной конференцией КПСС, стало обращение корреспондента русскоязычного сайта RT Алексея Заквасина. Он сообщал, что готовит материал по этой конференции; цель его работы – «понять, можно ли было избежать распада СССР». Поставил ряд вопросов, достаточно условных, и попросил высказать свои соображения на этот счет. С ответом мы запоздали, и наше видение этой проблемы не отражено в опубликованной А. Заквасиным статье «Атмосфера политического хаоса»: почему 30 лет назад не удалось спасти Советский Союз от распада». При этом все же возникло намерение выразить свое видение этой темы, тем более что к этому побуждали мнение тех, кто уже высказался на этот счет. Это авторитетные и уважаемые эксперты. И что заслуживает внимания – их мнение по сути идентично. У одного из них оно выражено в следующих терминах – «у меня нет сомнений, что советское государство можно было спасти»; у другого – «и все же Советский Союз можно было сохранить». Хотя они расходятся в деталях предпосылок и в частностях условий, при которых можно было сохранить Союз, они склонны решительно и однозначно отвечать на недоуменные вопросы. Такая позиция правомерна и может быть обоснована. Как, впрочем, есть и будут еще и другие точки зрения и обоснования. Придется отвечать на недоуменные вопросы о том, что случилось с проницательностью и активностью большевистской партии и ее сторонников, с трудящимися массами; куда девалась их революционная инициатива, самоотвержение и гордость. Или семидесятилетний период строительства социализма привел к физическому и моральному оскудению 20-миллионной армии коммунистов, и у них не выдержали нервы, истрепалось сознание, износились характеры. Что сталось с закаленной в политических и идейных баталиях внутри страны и на международной арене, возглавившей и выигравшей битву с фашизмом и гитлеризмом, имевшей заслуженный авторитет и массовое доверие граждан партией, авангардом советского народа?

Ключевые слова: распад Советского Союза, политическая история, предпосылки, последствия, политическая система.

СОВРЕМЕННЫЕ СМИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 32.323

Ш.С. СУЛЕЙМАНОВА доктор политических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики Факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НОВЫХ МЕДИА

Статья посвящена изучению роли информационно-коммуникационных технологий в политике. Отмечается, что современный мир принадлежит информационным технологиям, поскольку спрос на коммуникации, на коммуникационные технологии растет. Автор приходит к выводу, что в XXI веке, ввиду увеличения влияния всемирной сети на политику, разрабатывается ряд новых технологий, которые могли бы реализовывать все возможности интернета в данной сфере.

Ключевые слова: информация, коммуникации, интернет-технологии, государство, политика, новые медиа.

ПОЛИТИКА И «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

УДК 32.327

А.И. МУРАВЫХ доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Центральной проблемой современной России является неэффективная система государственного управления, если конечной целью управленческой деятельности считать повышение качества жизни широких слоев населения страны (народа России). К сожалению, не преодолены рецидивы «одноклеточной» ресурсной экономики 90-х годов, напоминающей по своей управленческой сути допетровскую Россию XVIII века, когда боярские роды имели свои «отрасли» на кормление (лес, меха, таможня и др.). Современная ситуация даже более опасна с позиции обеспечения национальной безопасности, поскольку существует влиятельный компрадорский слой в российской элите.

Ключевые слова: глобальная и национальная безопасность, государственное управление, внешняя политика, международные отношения, цифровая экономика.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ

УДК 32.327

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ЧАН ХЫУ ТХАН аспирант кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, Вьетнам, г. Донгхой

САНКЦИИ И МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ВЬЕТНАМЕ

Коррупция является сложным и исторически социальным феноменом, сопутствующим человеческому обществу. Во Вьетнаме коррупция существует на протяжении всей истории Вьетнама в разной степени. В настоящее время коррупция серьезно влияет на многие аспекты экономической, социальной и политической жизни во Вьетнаме, она является политической, экономической и социальной угрозой безопасности этой однопартийной страны. Как подтвердила коммунистическая партия Вьетнама – правящая партия, коррупция, скорее всего, наносит ущерб легитимности партии и разрушает социалистический режим. Коммунистическая партия Вьетнама, правительство Вьетнама и Национальное Собрание Вьетнама, а также многие иностранные наблюдатели пришли к выводу, что усилия по борьбе с коррупцией Вьетнама в настоящее время не эффективны. Хотя Коммунистическая партия Вьетнама и правительство Вьетнама активно борются с этой проблемой, обнародуя относительно всеобъемлющее антикоррупционное законодательство и принимая различные антикоррупционные меры по всей стране, но эффективность антикоррупционной политики вызывает сомнения. За 10 лет с 2006 по 2016 годы Вьетнам смог снизить показатель восприятия коррупции (Международная прозрачность) с 112 до 123 среди 176 опрошенных стран по всему миру. В Азиатско-Тихоокеанском регионе некоторые страны, такие как Сингапур и Гонконг, хорошо известны благодаря очень глубокой антикоррупционной политике, которую Вьетнам может сделать ссылкой на повышение эффективности своего подхода. В этой статье автор дает анализ конкретных санкций и мер против развратителей во Вьетнаме по сравнению с другими странами региона. Указывая на узкие места и ограничения, он делает некоторые предложения по эффективному применению мер по борьбе с коррупцией и санкций в будущем.

Ключевые слова: механизм санкций, штрафов в отношении актов коррупции, меры наказания актов коррупции, антикоррупционная политика современного Вьетнама.

УДК 32.323; 327

Р.А. ЯВЧУНОВСКАЯ доктор политических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

В.М. АНТОНОВ кандидат юридических наук, Россия, г. Москва

КОРРУПЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ КРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье авторы рассматривают проблему коррупции и ее влияние на национальную безопасность государства.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, российское государство, общество, государственная власть.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 32.327

В.Ф. ПРЯХИН доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, Россия, г. Москва

ЧТО РОДИЛА ГОРА? К итогам американо-северокорейского саммита

Корейский полуостров выдвинулся на передний план мировой политики в связи с тем, что в нем сфокусировались все узловые проблемы международных отношений. Поэтому столь велики были ожидания в отношении состоявшейся 12 июня 2018 г. встречи лидеров КНДР и США. В какой степени эти ожидания оправдались? Позволяют ли ее итоги надеяться на скорое решение проблем денуклеаризации Корейского полуострова и корейского воссоединения? Каковы должны быть дальнейшие шаги к выходу из кризисной ситуации в Северо-Восточной Азии.

На эти вопросы автор предлагает ответы в публикуемых тезисах своего доклада в Венгерском институте внешней политики и мировой экономики.

Ключевые слова: КНДР, США, Республика Корея, международная безопасность, Северо-Восточная Азия, нераспространение ядерного оружия, глобальные проблемы, мировое сообщество, корейское воссоединение.

УДК 32.327

А.А. ЛУЗАН доктор философских наук, профессор, академик Украинской академии политических наук, действительный член Российской академии политической науки, заведующий кафедрой философии Донбасской государственной машиностроительной академии, Украина г. Донбасс

С.А. ЛУЗАН кандидат социологических наук, Россия, г. Москва

ФЕНОМЕН ТРАМПА

В статье рассматривается вопрос: почему американский и мировой истеблишмент не принял Дональда Трампа. Авторы исходят из той посылки, что истеблишмент был оскорблен тем, что Трамп исходит из своего понимания политики и отвергает идею глобализации, из которой исходил Обама, будучи президентом. Но и Обама, и Трамп исходят из того, что защищают интересы США. Интересы Трампа и истеблишмента совпадают, поэтому, в конце концов, они найдут общий язык.

Ключевые слова: равноправие сфер общественной жизни, политика как выражение интересов, государственная политика, однополярный мир, конец идеологии, глобализация, США.

   
© 2013 ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ